Кочевники не завоевали Европу из-за плохого мяса – гласит легенда, которую в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал кинорежиссер Тимур Бекмамбетов. Он считает, что европейский продукт употребляется, не успев «созреть». А на Востоке все «дозревает» лучше. Об отношении к Родине и ее влиянии на творчество с нами поделился режиссер после декабрьской премьеры фильма «Черная молния» в Астане.
- Тимур Нуруахитович, взаимоотношения отцов и детей, показанные в фильме – это новое направление в Вашем творчестве?
- Отцы и дети – это конфликт, который всегда существовал, и будет существовать. Основа этого конфликта – образовательный процесс. Тот момент, когда отцы передают детям знания. Этот процесс всегда драматичный. Иначе просто ничего не усвоится. К примеру, я вам расскажу что-нибудь, и если мы с вами не поспорим, вы ничего не поймете. Поэтому сам процесс спора порой бывает более чем драматичный. Но он необходим. Именно в этом и заключается функция кино. Оно способно смодулировать ситуацию не в жизни, а на экране. Оно позволяет пережить самые острые чувства не в обычной жизни, при этом ранив друг друга, а просто посмотрев об этом фильм как учебник по правилам поведения.
Однако чтобы это полноценно сработало, надо чтобы в кинотеатре перед экраном оказались и отец и сын. Тогда вместе посмотрев эту историю, они станут другими, они как бы проживут какие-либо ситуации. Не обижая друг друга в реальной жизни, смогут разобраться между собой и научить открываться друг другу. Родители смогут рассказать свой опыт, а дети поведать им о том, что же в жизни нового происходит. И именно дети должны показать родителям, что надо экспериментировать со своими взглядами. Это называется компромисс. Мой фильм именно об этом.
- В киноленте прослеживается культура Советского Союза. Это ностальгия по прошлому или режиссерская задумка?
- Вы правы, советская культура воплощена в этом фильме. Это многонациональная страна. Она существует в нашем воображении, в нашем сердце. Поэтому в фильмах мы воссоздаем прошлое время с любовью. Эта страна, в которой люди готовы жертвовать собой ради других, что редко встречается в современное время. Это государство, в котором традиции чтятся, а молодежь имеет возможность проявить себя. Конечно, я в трезвом уме осознаю, что это все было продекларировано.
Тем не менее, мне было 20 лет, когда СССР ушел в небытие. Как бы мне ни было легко дышать после этого, те идеи и ценности, которые были заложены в детстве, для меня по-прежнему актуальны и я, пока существую, буду их исповедовать.
- Вы знаете, один человек уехал из Казахстана, а, вернувшись через 5 лет, сказал: «В России полынь немножко сладковатая, а здесь она с горечью». На Ваш взгляд, какие особенности есть у казахской земли?
- Как правило, все очень просто в жизни именно на уровне восприятия вкуса полыни.
Идеи и ценности, которые были заложены в детстве, для меня по-прежнему актуальны и я, пока существую, буду их исповедовать.
Есть легенда, которая объясняет, почему кочевники не завоевали Европу, хотя дошли до Польши. Она очень смешная, но мне нравится. Я думаю, что это правда. Кочевники естественно шли вместе со своим скотом: с овцами, верблюдами и лошадьми. Животные ведь питаются травой. И когда они дошли до Европы, то животных стали уже кормить местной зеленью. Спустя какое-то время мясо стало невкусным и плохо пахло. Кочевники решили, что европейская земля нехорошая и ушли обратно.
Так что Восток – это место где все переварено, где все поспело. В западном мире народы употребляют «несозревшую траву» человеческих ценностей. Все еще зеленое - и уже съедено, а здесь поле - консервативное. Оно поспевает, немножко медленнее развивается, но зато созревает до конца. Все явления и тенденции «дозревают» лучше. Для тех, кому важнее скорость, конечно, выгоднее жить на Западе. А основательность все-таки присутствует на нашей земле. Поэтому ошибок совершается меньше.
- Г-н Бекмамбетов, что для Вас является критерием успеха?
- Только количество зрителей, пришедших в кино. Это единственный и главный критерий. Потому что он подразумевает все остальное - что фильм взволновал, и люди откликнулись на него, что общественность обсуждает картину. Невозможно представить фильм, который имел бы зрительский успех, но никого бы не волновали темы киноленты. Такого не бывает. Поэтому, я убежден, что количество зрителей являемся мерилом успешной работы.