Новый 2020 год ворвался в нашу жизнь, как буран 1 января. Ожидаемая неожиданность. В общем, как говорил известный политик, «никогда такого не было – и вот опять!»
Новые агротехнологии, упакованные в цифровую скорлупу, накатывают на нас так же стремительно, как стихийное бедствие. И в этой суматохе нет времени разбираться, куда они нас выведут по извилистому пути прогресса. По умолчанию считается, если их внедряете, то «верной дорогой идете, товарищи». И уже неважно, подходят они нам или нет. В Америке подходят, в Европе, в Китае… Значит, и нам должны подходить… Неважно, как они там у них работают, важно, что они оттуда. А все, что оттуда, это хорошо, а что отсюда — плохо или устарело. Поэтому учиться надо ехать туда.
Но вы видели хотя бы одного казахстанского фермера, который бы окончил агрономический Гарвард или Оксфорд и вернулся на родину в свое хозяйство работать агрономом, механиком, ветеринаром с передовым багажом знаний мирового уровня. Я не видел. Если увидите, познакомьте, хочу с ним встретиться и взять интервью. А если такие и были, то они по возвращении в страну не возвращаются в сельское хозяйство. Отсюда вывод: надо готовить аграрных специалистов у себя в стране и платить им достойную зарплату. И чтобы практику они могли пройти на базе отечественных хозяйств. А за рубеж ехали учиться уже готовыми, обученными, для обмена опытом или поиска новых решений в агротехнике, чтобы затем внедрять их на родных полях...
А что получается сейчас? Нередко новоиспеченный фермер, приходя в сельское хозяйство без образования (или без желания к самообразованию), не знает ни особенностей местной агрономии, ни базовых основ классического почвозащитного земледелия. И считает, что можно построить свой агробизнес, обучаясь по соцсетям и красивым сайтам, веря всему, что ему внушают коучеры от агрономии со всего мира. В результате такого «ютуп»-образования он начинает нарезать лекала агротехники полевых культур, смешивая в кучу весь этот хаотичный поток информации, который попадается под руку. И что в итоге? Агротехнология как единый механизм не работает, урожаи падают, кадры разбегаются. А хозяйство – на грани банкротства. Приехали. А если умножить этот отрицательный опыт на тысячи и тысячи гектаров, получаем общенациональную проблему. Какой выход? Сохранять и пропагандировать отечественную агрономию и обучать ей будущих фермеров. А дальше они сами разберутся, какие решения принимать на производстве.
И вообще, пришло время заняться ревизией огромного массива знаний, наработанных отечественной аграрной наукой и практикой еще с советских времен. Зайдите в библиотеку, полистайте подшивки старых журналов. И вы найдете много интересного, давно открытого, что сегодня выдается компаниями в красивой упаковке под видом инноваций. Может, пришло время отряхнуть этот массив от исторической пыли и дать ему новую жизнь, адаптировав под сегодняшний день? Недорого, познавательно и полезно.
Но кто эти люди и организации, готовые сохранять традиции? Отечественные вузы, НИИ, управления сельского хозяйства… Они живут своей жизнью и заняты своим проблемами, зачастую далекими от потребностей реального сельского хозяйства. Вот и получается, что основные хранители классических знаний и традиций — это фермеры и специалисты хозяйств, кто успел получить классическое образование у высококлассных преподавателей, а также их дети, которые учились уже у них. Есть еще отдельные ученые, кто продолжает нести свет классических знаний в массы. Мы тоже, как периодическое издание, стараемся вносить свою лепту в этот процесс.
Читайте «Аграрный сектор» и подписывайтесь на журнал! Надеемся, что наши материалы будут для вас полезны. И с Новым годом!