Фон сайта

Европа: кризис в органическом секторе

Европа: кризис в органическом секторе

«Аграрный сектор» №2 (60)

В европейском секторе органических продуктов питания бродит призрак кризиса. Как в сфере производства, так и в сфере потребления. И это происходит в то время, когда сертифицированные площади органического сельского хозяйства значительно увеличились по всей планете. Особенно в Австралии, которая имеет примерно половину мировых площадей с 53 миллионами гектаров, на которых выращивается органическая продукция. Глобальный органический бизнес оценивается в сумму 134,8 миллиарда евро.

Спад органического производства начался в 2022 году после пика продаж, зафиксированного в 2020 году, после десятилетия удвоенного роста (с 2012 по 2021 годы).

«В 2022 году на европейском рынке было зафиксировано снижение на 2,2% по сравнению с предыдущим годом. Для стран ЕС сокращение было еще больше и составило 2,8%,объясняет Эдуардо Куоко, директор Ifoam Organics Europe*. – Сокращение потребления органической продукции зафиксировано в нескольких странах ЕС, за исключением Эстонии и Нидерландов, где, согласно данным, представленным на выставке Biofach 2024, наблюдался заметный рост по сравнению с 2021 годом, который составил 6% и 4,4% соответственно».

*Ifoam Organics Europe европейская организация по органическим продуктам питания и сельскому хозяйству. На протяжении более 20 лет выступает за расширение рынка органической продукции в европейской политике и за трансформацию продуктов питания и сельского хозяйства. Насчитывает почти 200 членов в 34 европейских странах и охватывает всю цепочку органических продуктов питания.

Кризис закупок проявился в тех же цифрах, что и на последних выставках Biofach (самой важной отраслевой выставке в мире), которые проходят в Нюрнберге. По сравнению с 2020 годом, когда в разгар пандемии Ковида на выставку пришло 47 тысяч профессиональных посетителей, в 2024 году количество посетителей сократилось более чем на 25%. Сокращение числа участников также затронуло экспонентов (-49%), число которых снизилось с 3792 в 2020 году до 2550 в этом году.

Эта выставка мирового значения отражает знаковый кризис, который переживает сектор органической продукции, который в основном затрагивает Европейский союз. Именно это экономическое сообщество, которое, как ни парадоксально, подняло планку своих «зеленых» целей, поставив перед собой задачу стать чемпионом глобальной устойчивости, ликвидировав выбросы CO2 к 2050 году и увеличив количество органически обрабатываемых площадей на 25% к 2030 году. Европа сегодня второй континент в мире по количеству сертифицированных органических площадей (более 18 миллионов гектаров) после Австралии.

В 2022 году каждый европейский покупатель потратил в среднем 64 евро на органическую продукцию. На органических продуктах пришлось затянуть пояса, потому что по сравнению с 2021 годом, когда средний расход на душу населения в Евросоюзе составлял 104 евро, средние покупки на одного человека сократились почти на 40%. При этом швейцарские и датские потребители остаются наиболее привязанными к органическому сектору, с самыми высокими расходами на душу населения (437 и 365 евро).

Дания также продолжает занимать первое место в мире по объему продаж органических продуктов питания (12% в 2022 году), за ней следуют Австрия с долей 11,5% и Швейцария с 11%.

Потеря позиций органических продуктов на европейском рынке связана с тем, что в условиях нынешнего экономического кризиса ценовой рычаг стал одним из основных факторов покупки продуктов, если не основным.

Многие производители вынуждены продавать свою органическую продукцию как обычную, с трудом пытаясь окупить хотя бы свои затраты. Но даже сертифицированные продажи не вознаграждаются рынком со все более медленной ротацией полок. Примером может служить прежде всего винный сектор. Вспомните итальянское вино, которое, наряду с французским, представляет собой европейское совершенство. В Италии, где каждый четвертый гектар виноградников возделывается органическими методами, только 6% бутылок продаются с сертификационной этикеткой.

«Существует огромная разница между площадями, засаженными виноградниками, и производством вина, сертифицированного как органическое, — уточняет Дуччо Каччони, директор рынка и руководитель по маркетингу и качеству в Агропродовольственном центре Болоньи, а также президент Биржи фруктов и овощей и Биржи органических фруктов и овощей при Торговой палате Болоньи. — Виноградники возделываются органическими методами, возможно, чтобы получить государственные отчисления, которые в Италии составляют в общей сложности около восьми миллиардов евро в год, иначе бутылки с вином не будут сертифицированы. Этот рынок все еще кажется слишком ограниченным, по мнению некоторых, даже нишевым. У органического вина низкая премиальная цена. Не помогают и органические стандарты для виноделия, такие как ограничения по содержанию диоксида серы и стоимость сертификации».

По мнению других экспертов рынка, сокращение потребления органической продукции должно рассматриваться не как структурная проблема сектора, а скорее как следствие неблагоприятной рыночной ситуации.

Так считает бывший депутат Европарламента Паоло де Кастро: «Я думаю, что замедление потребления связано с инфляцией и общим снижением потребления. Весь мировой агропродовольственный сектор, все премиальные категории зафиксировали снижение. Это четкий сигнал о том, что нам необходимо обратить внимание на амбициозные цели Европейской комиссии по «зеленой сделке». Главной темой следующих нескольких месяцев станет утверждение бюджета Союза и проверка, сможет ли сельское хозяйство получить те же ресурсы, которые оно получало до пятилетнего периода с 2023 по 2027 год».

Резкий рост цен, который произошел после начала войны на Украине, выявил новое отношение потребителей. При одинаковых ценах между обычными и органическими продуктами выбор покупателя делается в пользу первой категории.

В этом смысле европейские страны, имеющие большую традицию потребления органической продукции, от которой они не собираются отказываться, переходят на сторону новых импортеров. Теперь уже европейского потребителя интересуют не традиционные европейские производители, такие как, например, Италия или Испания, а другие, расположенные, например, в Восточной Европе, странах Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис. — Прим. ред.) или в Балканских странах. Все из-за того, что они гарантируют продукцию удовлетворительного качества, но по более конкурентоспособным ценам по сравнению, например, с итальянской.

Для органической Италии это серьезная проблема, так как рынок страны создавался в первую очередь как экспортный, учитывая, что внутреннее потребление все еще довольно низкое по сравнению со среднеевропейским. В условиях гонки за увеличением затрат итальянское производство рискует оказаться загнанным в угол в новой органической географии.

«Итальянский экспорт рискует замедлиться из-за относительно новых игроков, таких как Турция, Македония и Греция, в дополнение к сильным историческим конкурентам — Испании и стран Магриба, — утверждает Владимир Коб Севилья, генеральный директор Alifresca Srl. (Эта компания принадлежит Coop Swisse Group, имеющей офисы в Вероне (Италия) и Валенсии (Испания). — Довольно изменчивая ситуация и на глобальном уровне. Прежде всего изменение климата ставит нас перед необходимостью поиска альтернатив для интеграции поставок, которые становятся все более сложными. В этом новом сценарии мы ожидаем инвестиций, которые в настоящее время рассматриваются. Следующим новым игроком для нас, хотя и не самого высокого уровня, является Албания — страна, не входящая в ЕС, как и Швейцария. В Албании швейцарская компания Coop будет инвестировать в структуры, обучение и производство по принципу справедливой торговли, в соответствии с репутацией Coop как первой компании в области устойчивого развития рабочих мест, а также экологической устойчивости, имеющей самые важные международные сертификаты в этом смысле».

Причины кризиса

Среди причин кризиса органической продукции на европейском рынке можно назвать, в частности, резкий рост цен, вызванный инфляционным пузырем, ослабление курса евро по отношению к доллару, зафиксированное в 2023 году. Это привело к удорожанию международных сделок и, соответственно, импорта органической продукции. Имеют место и производственные трудности, вызванные изменением климата, которые снижают урожайность и подрывают рентабельность сельскохозяйственных компаний. К тому же продолжающийся экономический кризис снизил покупательную способность семей. Такой сценарий заставляет многих игроков задуматься о том, является ли модель органического производства, на которую ориентируется ЕС в своей программе Green Deal, действительно устойчивой. Не только с экологической, но и с экономической и социальной точек зрения.

Европейский храм устойчивости, основанный на зеленой сельскохозяйственной реформе, содрогается, ведь на него приходится 38% всех выбросов CO2. Храм, который должен был бы опираться на три одинаково важных столпа (экологическая, экономическая и социальная устойчивость) и который, на самом деле, всегда оказывается шатким из-за отсутствия хотя бы одной из этих трех опор.

Своими колебаниями он влияет на весь мировой рынок, учитывая, что ЕС является вторым в мире импортером органической продукции после США. Его оборот составляет более трети мирового оборота: около 50 миллиардов евро, что эквивалентно 2,2 миллиона тонн закупаемой агропродовольственной продукции. В Соединенных Штатах этот рынок стоит около 60 миллиардов при общем объеме импорта 2,7 миллиона тонн.

Полную версию статьи читайте в журнале «Аграрный сектор» №2(60).

Gelendjic

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.