Экспортеры зерна требуют обеспечить прозрачность пропуска вагонов в КНР
В Казахстане растет число вагонов назначением в Китай, простаивающих из-за ужесточения карантинных мер в этой стране. Если в ноябре прошлого года в очереди насчитывалось 1700 вагонов, то к концу января 2021-го их число выросло более чем в 2 раза — до 3700 единиц. Об этом сообщается на сайте Зернового союза Казахстана (ЗСК).
Согласно данным ЗСК, в составе «брошенных» поездов 849 вагонов с продовольсвенным грузом относятся к компаниям самого Зернового союза Казахстана. Некоторые из них находятся без движения с 30 сентября 2020 года, то есть фактически с начала нового сезона.
«В настоящее время в составе «брошенных» поездов назначением ст. Достык (эксп.), ст. Алтынколь (эксп.) только по компаниям Зернового союза Казахстана простаивают 849 вагонов с продовольственным грузом. При этом некоторые груженые вагоны находятся без движения с 30 сентября 2020 года, то есть фактически с начала нового сезона. В количественном и денежном выражениях простаиваемый продовольственный груз оценивается в более чем 57 тыс. тонн на сумму 6,9 млрд. тенге, или 16,5 млн. долларов», — озвучили данные в Союзе.
По информации ЗСК, скопление вагонов наблюдается как на станциях перехода границы, так и на разъездах и станциях на пути следования к ним. То есть груженые вагоны разбросаны по всему маршруту следования. Грузоотправители опасаются за сохранность своего груза и надеются на неукоснительное исполнение национальным перевозчиком своих обязательств по обеспечению сохранности груза, принятого им к перевозке, как это требуется законодательством РК и условиями заключенных договоров.
Как прогнозируют в ЗСК, качество простаиваемого продовольствия с наступлением потепления ухудшается и китайские импортеры, в лучшем случае, могут потребовать пересмотра условий заключенных контрактов не в пользу казахстанских экспортеров, или же просто расторгнут эти контракты.
«При любом случае можно с уверенностью утверждать о предстоящих значительных убытках казахстанских экспортеров зерна. Поэтому участники рынка считают справедливым, чтобы в ситуации возврата груженых вагонов грузоотправителю национальный перевозчик произвел перерасчет стоимости провозной платы (тарифа) от станции отправления до фактической станции дислокации груза, с которой производится его возврат», — подчеркнули в Союзе и добавили, что при этом национальный перевозчик не практикует ежедневное опубликование на своем официальном сайте оперативной информации о количестве простаивающих, вновь прибывших, доставленных и переданных китайской стороне груженых вагонов, и участникам рынка непонятно, какими принципами он руководствуется при доставке и передаче вагонов китайской стороне.
«Зерновой союз Казахстана обратился в Администрацию Президента РК, канцелярию Премьер-министра, в заинтересованные государственные органы, АО «НК «КТЖ» и НПП РК «Атамекен» с просьбой обеспечить прозрачность в деятельности национального перевозчика на станциях перехода Достык и Алтынколь, а также обеспечить принятие реальных мер по урегулированию ситуации по перевозке продовольственных грузов в направлении КНР», — резюмируется в сообщении ЗСК.