Зерновой союз Казахстана (ЗСК) не видит необходимости унификации экспортных пошлин на зерновые и масличные культуры в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Об этом говорится в обращении, направленном союзом в уполномоченные государственные органы РК и НПП «Атамекен», сообщает пресс-служба ЗСК.
Зерновой союз Казахстана обратился в уполномоченные государственные органы РК и НПП РК «Атамекен» с обоснованным предложением не поддерживать инициативу Минэкономразвития России об унификации в ЕАЭС экспортных пошлин на зерновые культуры. Данное предложение в начале апреля было направлено российской стороной в адрес Евразийской экономической комиссии с просьбой вынести его на рассмотрение заседания Евразийского межправительственного совета, запланированного на 29-30 апреля.
«Унификацию экспортных пошлин предложено провести на базе действующих в РФ вывозных пошлин на пшеницу, ячмень, кукурузу, семена подсолнечника, а также масла подсолнечного. Данные меры таможенно-тарифного ограничения были введены Правительством РФ в целях сдерживания потребительских цен на отдельные наиболее чувствительные категории товаров. Однако, по мнению российской стороны ввиду отсутствия таможенных границ в ЕАЭС и наличия рисков «перетока» регулируемой продукции в другие страны-участницы ЕАЭС и далее ее беспошлинного экспорта, значительно снижается эффективность мер, принимаемых Правительством РФ», — поясняется в сообщении.
По мнению Зернового союза Казахстана, обоснованность в наличии вышеуказанных рисков и, следовательно, целесообразность в принятии предложения российской стороны отсутствует ввиду ряда факторов. Согласно официальной статистике ЕЭК доля экспорта указанных категорий товаров в Казахстан незначительна и занимает в общем объеме российского экспорта не более 3-5%.
Как отметили в союзе, основной причиной, ограничившей в текущем сезоне импорт российского зерна в Казахстан, послужило решение АО «НК «КТЖ» о применении к импорту зерновых транзитного тарифа при завозе и движении такого зерна по территории Казахстана. Последовавшее за этим увеличение стоимости импорта привело к резкому снижению интереса казахстанских участников зернового рынка к российскому зерну.
Также отмечается, что предложение Минэкономразвития РФ о применении странами ЕАЭС единых ставок экспортных пошлин, ежемесячно рассчитываемых на основе мониторинга котировок российских бирж и других источников, не учитывает специфику ценообразования на казахстанскую продукцию, ориентированную в большей степени не на мировые рынки сбыта, а на региональные. Поэтому ценообразование на казахстанскую продукцию формируется, главным образом, под влиянием платежеспособного спроса со стороны традиционных рынков сбыта, изменения объема предложения со стороны казахстанских экспортеров, а также цен на продукцию, сложившихся в приграничных с Казахстаном регионах РФ. Мировые тенденции не оказывают существенного влияния на ценообразование в регионе, а лишь задают общий тренд.
Кроме того, в союзе считают, что ставки экспортных пошлин на зерно, применяемые в РФ и рассчитанные от базовой, не одинаково приемлемы для казахстанского и российского производителя, так как уровень себестоимости продукции и доходность у производителей Казахстана и РФ существенно отличается. Следовательно, предлагаемый МЭР России подход заведомо ставит казахстанских производителей в неравное положение по сравнению с российскими коллегами, и предоставляет российскому зерновому рынку дополнительное конкурентное преимущество.
«В итоге, объективных причин для введения Казахстаном мер таможенно-тарифного регулирования экспорта, аналогичных мерам, принятым правительством РФ, не существует. И более того, предложения Минэкономразвития Росии не учитывают специфику и интересы казахстанского зернового рынка, а создают условия для продвижения в последующем российской продукции на традиционные рынки сбыта казахстанского зерна и муки», — подчеркнули в ЗСК.