Сегодня в столице Казахстана прошла конференция участников рынка зерна и представителей госорганов, посвященная предварительной оценке объемов производства и экспортного потенциала зерна в сезоне 2021/22. Об этом сообщает агропортал www.agrosektor.kz со ссылкой на пресс-службу Зернового союза Казахстана (ЗСК).
В ходе конференции была названа основная причина, которая в данный момент настораживает участников зернового рынка: инициатива зернопереработчиков о введении пошлины либо иного ограничения экспорта зерна.
На конференции была дана предварительная оценка производства и экспортного потенциала зерна.
«Неблагоприятные погодные условия в период вегетации сельхозкультур внесли коррективы в прогнозы по урожайности и объемам их производства. Так, согласно июньской оценке Международного совета по зерну объем производства пшеницы в Казахстане снижен до 12,5 млн. тонн в физическом весе (майская оценка — 13,6 млн. тонн). Последовавшие июльские осадки также внесут свои коррективы и, возможно, последующая оценка Совета будет изменена», — проинформировали в союзе.
По прогнозам Зернового союза Казахстана, объем производства пшеницы в физическом весе составит в 2021 году 11,9 млн. тонн при средней урожайности по стране 10,4 ц/га и убранной площади 11,4 млн. га. В зачтенном весе объем производства пшеницы мягкой составит 10,6 млн. тонн против 12 млн. тонн в текущем сезоне.
Кроме того, в новом сезоне ожидается увеличение импорта российской пшеницы до 2 млн. тонн против 1,1 млн. тонн в текущем сезоне. Этому способствуют ожидаемый высокий урожай зерна в приграничных регионах Российской Федерации и относительно низкие цены, сложившиеся там. С учетом переходящих остатков в 1,5 млн. тонн и объемов импорта российского зерна общее предложение пшеницы мягкой в Казахстане составит 14,1 млн. тонн против 13,8 млн. тонн в текущем сезоне. Внутреннее потребление оценивается на уровне текущего сезона и составит 5,9 млн. тонн. Экспортный потенциал пшеницы мягкой и муки в зерновом эквиваленте оценивается в 6,4 млн. тонн против 6,6 млн. тонн в текущем сезоне. Переходящие запасы — 1,8 млн. тонн против 1,5 млн. тонн в текущем сезоне.
Производство ячменя оценивается в 2,8 млн. тонн в зачтенном весе против 3,2 млн. тонн в текущем сезоне. С учетом переходящих запасов общее предложение ячменя в новом сезоне составит около 3 млн. тонн против 3,6 млн. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления ячменя — около 2 млн. тонн, или на уровне среднего объема потребления в трех последних сезонах. Экспортный потенциал ячменя оценивается в 1 млн. тонн, что ниже уровня среднего объема экспорта в трех последних сезонах (1,3 млн. тонн). Переходящие запасы — менее 100 тыс. тонн против 200 тыс. тонн в текущем сезоне.
Предварительная оценка объемов производства семян подсолнечника составляет 822 тыс. тонн в зачтенном весе против 778,3 тыс. тонн в текущем сезоне. Импорт из Российской Федерации оценивается в 40 тыс. тонн. С учетом переходящих запасов 13 тыс. тонн и импорта общее предложение семян подсолнечника в новом сезоне составит 875 тыс. тонн против 901,1 тыс. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления — 543 тыс. тонн против 528 тыс. тонн в текущем сезоне. Экспортный потенциал семян подсолнечника оценивается в объеме 300 тыс. тонн против 360 тыс. тонн в текущем сезоне.
Согласно предварительной оценке, ожидаемые объемы производства чувствительных сельхозкультур не представляют серьезной угрозы и достаточны для обеспечения потребности внутреннего рынка. При этом, по словам экспертов, важно постоянно проводить наблюдение за темпами и объемами экспорта в течение первой половины предстоящего сезона и рассматривать объективную необходимость регулирования рынка только в случае достижения определенного уровня фактического экспорта, рассчитанного от экспортного потенциала той или иной чувствительной для рынка сельхозкультуры (не ранее февраля 2022 года).
«Предложения о регулировании рынка должны основываться на детальной оценке его состояния, определения цели, а также продуманных механизмов регулирования и анализа последствий, сопутствующих им. Решение о вмешательстве и регулировании рынка должно рассматриваться в качестве исключительной меры. Регулирование экспорта, преследующее цель стабилизации внутренних цен на уровне ниже «точки безубыточности» зернопроизводителей, приведет в ближайшей перспективе к последствиям, которые потребуют длительного периода восстановления, дополнительных финансовых ресурсов на поддержку производства и возвращения казахстанского зерна на традиционные рынки сбыта», — отмечают представители зернового рынка.
На конференции был также затронут вопрос регулирования экспорта зерна. Запрет на вывоз зерна с территории Казахстана, как считают эксперты, по сути своей является крайней мерой, применяемой в случаях, когда иные меры приняты и не приводят к достижению поставленной цели регулирования рынка. Такая мера будет характеризоваться существенным снижением внутренних цен и доходов зернопроизводителей. Она также может привести к ухудшению финансового состояния зернопроизводителей, сокращению площади посевов и рабочих мест как в производстве зерна, так и в смежных сервисных секторах, увеличению площади залежных земель.
«Пошлины на вывоз зерна из Казахстана приводят к корректировке внутренних цен и снижению доходов зернопроизводителей, несущественно влияют на обеспечение внутренней потребности в зерне, оказывают влияние на темпы экспорта зерна. Количественные ограничения (квоты) на вывоз зерна с территории республики позволяют регулировать объемы и темпы экспорта зерна, существенно влияют на обеспечение внутренний потребности в зерне, оказывают незначительное влияние на стабилизацию внутренних цен и доходы зернопроизводителей», — отмечают эксперты.
По итогам конференции, Зерновой Союз Казахстана предложил приостановить до 15 августа текущую работу по подготовке предложений о регулировании экспорта зерна (квотирование, введение пошлин, запрет) во избежание преждевременного принятия решения, а также для создания прозрачного механизма принятия и предсказуемости решения о регулировании рынка, предусматривающего обязательное участие в его обсуждении отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
Зерновой союз также предлагает сформировать при Министерстве сельского хозяйства РК оперативную группу из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций, отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен», которая на основе видового урожая, не позднее 1 сентября т.г., сформирует предварительный баланс зерна, определив объемы потребности внутреннего рынка и экспортного потенциала по видам сельхозкультур. По завершению уборочной кампании, не позднее 1 ноября т.г., опергруппа могла бы сформировать окончательный баланс зерна с объемами внутреннего потребления и экспортного потенциала.
Заметим, что несмотря на жесткую майско-июньскую засуху, осадки, выпавшие в июле, в целом благоприятно отразились на состоянии сельхозкультур и улучшили последующие прогнозы по урожайности и объемам производства.