Это произойдёт, если Россия отменит экспортные пошлины или транзитный железнодорожный тариф
Казахстанские зернотрейдеры предупреждают о том, что казахстанскую пшеницу на рынке Средней Азии может заместить российское зерно. А риск проникновения туда российской муки еще более высок. Об этом порталу ElDala.kz рассказал глава Союза переработчиков Казахстана Алихан Талгатбек.
В пример эксперт привёл рынок Кыргызстана, который сейчас плотно заняли российские мука и пшеница. Это произошло после 2015 года, когда страна вошла в ЕАЭС.
«На экспорт муки в России пошлины нет. Так что сейчас приток российской муки в страны Средней Азии сдерживает только транзитный железнодорожный тариф. Однако пока в России почти нет излишков мукомольных мощностей. Поэтому пока им выгоднее экспортировать зерно в Казахстан, чем муку — в Среднюю Азию. Конечно, ситуация может быстро поменяться. Я разговаривал со многими своими коллегами в России, сейчас кое-кто запускает мельницы, которые простаивали десятилетиями. Но это процесс непростой», — проинформировал Алихан Талгатбек.
По его словам, нужно учесть и тот факт, что несмотря на рекордный урожай зерна в России, интерес к экспорту в Казахстан или Среднюю Азию имеют далеко не все регионы. В основном это Оренбург, Омск и сибирские области. А центральным и южным намного проще отгружаться через Черное море или Каспий.
Конечно, Сибирь также способна «завалить» наш рынок своими объёмами, отмечает портал. Ведь даже контрабандный переток эксперты оценивают цифрой до 2 млн. тонн в год. Легальные поставки также в нынешнем году велики, и одними из основных покупателей российской пшеницы стали как раз мукомолы, а также птицеводы — они в основном берут пшеницу классом ниже.
Причиной интереса к российскому зерну большую часть года была более низкая цена. Однако в последнее время оно чуть подорожало из-за выросших цен на логистику. С учетом доставки тонна продовольственного зерна сейчас стоит 14-14,5 тысяч рублей, или 105-110 тысяч тенге. С НДС выходит 120 тысяч тенге за тонну, тогда как казахстанская пшеница с НДС стоит 116 тысяч. Но цены колеблются, и привлекательность российского зерна может вернуться.
«Что касается поставок российской пшеницы в Среднюю Азию, то пока в этом нет экономического смысла. Мы считали; при доставке в Узбекистан она будет на 50-60 долларов дороже казахстанской. Но тут тоже есть нюанс — контрабанда, которой многие предприниматели балуются. Тогда они не платят ни экспортную пошлину, ни транзитный тариф, и в этом случае российское зерно «проходит» на Узбекистан», — отметил Алихан Талгатбек.
Что касается Афганистана, то на фоне большого урожая в России широко муссировалась информация о ввозе 2 млн. тонн. Однако глава Союза переработчиков сомневается, что в реальности этот объём поставят. Причина — в логистических проблемах, которые в России аналогичны казахстанским: нехватка вагонов, простои поездов в пути.
«Россияне сейчас не могут полноценно обслужить даже казахстанский спрос на зерно. Не хватает вагонов, чтобы на 500 км в Казахстан завезти. А что говорить о том, чтобы завезти миллионы тонн за 3000 км, через три границы? На станции Сарыагаш сейчас пропускать казахстанские вагоны не успевают. Куда там ещё российские? Так что пока о вытеснении нас из Афганистана я бы не спешил говорить. Сейчас туда идут и наша пшеница, и наша мука. Всего там хватает. Если россияне смогут поставить туда продукцию дешевле, чем мы — другой вопрос. Но это маловероятно», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что мукомолы Казахстана сезоном довольны: если в 2021 году экспортировать удалось 1 млн. 450 тысяч тонн, то в 2022 году этот объём отгрузили уже за 10 месяцев. За оставшиеся два месяца общий объем экспорта планируется довести до 1,9 млн. тонн. И это не предел, план на следующий год — 2,2-2,4 млн. тонн.
«Рынок Средней Азии, включая Афганистан, позволяет реализовать наш экспортный потенциал по муке — это 3 млн. тонн. Нам нужно выйти на этот объём в течение ближайших лет, чтобы загрузить все зерноперерабатывающие мощности Казахстана», — считает Алихан Талгатбек.
Многое будет зависеть от уровня поддержки государства, пишет портал. В нынешнем году внезапно отменили субсидию транспортных расходов, теперь её обещают вернуть. Переработчики хотели бы увидеть и другие инструменты поддержки — фискальные и тарифные.