Национальная ассоциация экспортеров KazGrain обратилась с письмами в главную транспортную прокуратуру и МВД РК с просьбой пресечь систематические хищения части грузов во время перевозки по железным дорогам Казахстана.
«Хотим обратить ваше внимание на постоянные кражи зерна, перевозимого в направлении Центральной Азии. В указанных случая схема хищений имеет однородные признаки и поддерживается, а также, по нашему мнению, стимулируется, рядом упущений и нарушений правил и регламентов со стороны национального оператора инфраструктуры (в части его прямой обязанности по обеспечению сохранности груза в пути его следования, закрепленной Правилами перевозок грузов ж/д транспортом) и ответственных государственных органов», — указывается в письме.
Как пример KazGrain приводит станцию Сарыагаш (экспортную), где отсутствует техническая возможность для контрольного взвешивания грузовых отправлений. В результате, возникают расхождения между данными отправителей и получателей о весе груза. Это ведет к убыткам экспортеров.
Согласно анализу, который ассоциация KazGrain вела в четвертом квартале 2022 года, а также в январе и феврале 2023 года, зафиксированы факты расхождения веса отправленного и приятого груза в размере 1 тонны для вагона весом 70 тонн. Это более чем в три раза превышает норматив естественной убыли, которая составляет не более 300 кг/вагон.
В связи с тем, что самим предпринимателям невозможно отследить движение грузов по железной дороге, KazGrain попросила Главную транспортную прокуратуру и МВД РК провести расследование для выявления схемы хищений.