Президент крупнейшего оператора по перевозке зерна в Казахстане АО «Астық Транс» Санжар Елюбаев рассказал о том, как перевозчики зерна пережили 2020-й год и о планах на 2021-й. Об этом сообщается на сайте zakon.kz.
Традиционно АО «Астық Транс» обеспечивает около 46-48% всех перевозок зерна на железнодорожном транспорте. За 10 месяцев 2020 года вагонами компании перевезено 74% от всего объема внутренних перевозок зерна и 40% всего экспортного зерна. За 7 лет работы железнодорожное ведомство перевезло более 35 млн. тонн зерновых грузов.
По словам Санжара Елюбаева, за 10 месяцев 2020 года перевезено 3,5 млн. тонн зерна, из них на экспорт ушло 2 млн. тонн и на внутренние перевозки пришлось 1,5 млн. тонн.
Он также отметил, что в прошлом году высокие внутренние цены на ячмень и проблемы с платежами от иранских покупателей существенно снизили перевозки в Иран. На этом направлении снижение составило примерно 40-50%. Весь объем, не поставленный в Иран, предъявлен для перевозок в Китай и страны Средней Азии, что резко увеличило нагрузку на транспортную инфраструктуру по этим направлениям. По данным компании, экспорт ячменя в Иран в 2018 году составил 1597 тыс. тонн, в 2019 году — 1438 тыс. тонн, в 2020 за 9 месяцев — всего 466,5 тыс. тонн, и активизации перевозок не наблюдается.
Между тем, за 9 месяцев 2020 года перевозки в Китай выросли на 22%, причем выросли именно перевозки в зерновозах. В китайском направлении хопперы перевезли за указанный период в 3 раза больше зерна, а доля Поднебесной увеличилась с 8% в 2019 году до 21% за 9 месяцев 2020 года.
«Что касается ячменя, в 2019 году за 9 месяцев было экспортировано в Китай 13,4 тыс. тонн, в 2020 году — уже 107,7 тыс. тонн. Как видим, — рост в 8 раз. Однако это никак не заменит Иран со спросом 1500 тыс. тонн. Таким образом, мы рискуем недоотправить на экспорт почти миллион тонн ячменя», — констатировал Санжар Елюбаев.
Он также обратил внимание на один из важнейших показателей эффективности работы железнодорожного транспорта — «оборот вагона». По его словам, 2020-й год был очень сложным для операторского рынка по этому показателю в сравнении с 2019-м годом. Среднесуточное количество «брошенных» вагонов в октябре 2020 года составило 560, тогда как в аналогичном периоде предыдущего года показатель был равен 109 вагонам. Увеличились также простои под погрузкой и выгрузкой.
«2020 год был нелегким для всего мира, однако он показал и то, что железнодорожный транспорт готов обеспечить бесперебойную работу даже в период жесткого карантина. 2021-й год, полагаю, будет иметь свои особенности. В начале 2021 года мы ожидаем больших запасов зерна в сравнении с прошлым годом на 1-1,1 млн. тонн, и при объемах сбора предстоящего урожая на уровне 2020 года перевозки в 2021 году будут выше, чем в 2020 году», — считает глава АО «Астық Транс».
Основные сложности 2021 года компания видит в части снижения оборота вагонов по железнодорожной сети. По мнению Елюбаева, необходимо восстановить оборот хотя бы на уровне показателей 2018 – 2019 года, иначе никакой парк не позволит вывезти зерно в объемах, востребованных рынком.
«Касательно направлений перевозок, мы ожидаем в 2021 году восстановления перевозок в Иран на уровне 2018-2019 года, то есть примерно 1,2-1,5 млн. тонн. Также сохранится рост перевозок в Китай. Потенциал этого направления на основе существующей инфраструктуры — 500 тыс. тонн зерна, а в среднесрочной перспективе — до 1-1,5 млн тонн», — резюмировал Санжар Елюбаев.