В 2016 году молочная отрасль России потеряла 158 тыс. голов молочного стада и 73 тыс. т молока относительно предыдущего года, а цена на него впервые достигла 24 рублей за литр (эту сумму получают производители). Выработка молока даже при таких ценах остается малорентабельной, что и ведет к сокращению поголовья. Тем не менее Минсельхоз обещает исправить ситуацию, ликвидировав дефицит к 2020 году, сообщает пресс-центр ведомства.
Как сообщил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, министерство намерено требовать с региональных властей, допустивших снижение поголовья дойного стада и производства молока в прошлом году, как минимум восстановить показатели до конца текущего года.
Наибольшее снижение допустили Республика Башкортостан (29,6 тыс. голов), Омская (16,4 тыс. голов) и Оренбургская (13,4 тыс. голов) области.
В Минсельхозе уточняют: рентабельность молочной отрасли сегодня составляет 7%, а в целом по сельскому хозяйству — 20%, объясняя такую низкую статистику тем, что неэффективные хозяйства уходят с рынка.
По данным Минсельхоза, сокращение производства молока в 2016 году произошло за счет личных хозяйств, тогда как сельхозорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства, наоборот, прибавили в объеме. Это происходит на фоне роста цен на молоко: сейчас цена на молоко составляет рекордные 24 рубля за литр, при том, что в январе прошлого года она недотягивала до 22 рублей. Однако при такой цене на молоко повысилась рентабельность его производства, и с учетом господдержки это должно стимулировать приток инвестиций в молочную отрасль, считают в ведомстве.
Падение объемов производства неминуемо скажется на конечных ценах на молочную продукцию; участники и эксперты прогнозируют, что в 2017 году рост цен на молоко составит как минимум 10%.
По официальным данным, дефицит сырого молока в РФ составляет около 7 млн т в год. К 2020 году МСХ рассчитывает минимизировать дефицит за счет повышения надоев и строительства новых молочных ферм, что даст прибавку на 5 млн т молока. Таким образом, общий объем производства молока должен достичь 35,7 млн т.
Между тем, президент агрохолдинга «Русское молоко» (бренд «Рузское молоко») Василий Бойко-Великий считает, что производители натурального молока не выдерживают конкуренции с теми, кто производит более дешевый молочный напиток с добавлением пальмового масла и сухого молока, реализуя его под видом молока.