В рамках круглого стола «Логистика на Юге в условиях санкций и ограничений» генеральный консул Узбекистана в Ростове-на-Дону Рустам Курганбаев осветил вопросы внешней торговли, в том числе и со странами Центральной Азии. Об этом сообщает Зерновой союз Казахстана на своем сайте grainunion.kz.
В частности, консул ответил на вопрос издания «Коммерсантъ-Юг» относительно транзита товаров с юга России в Китай в обход Казахстана.
Спикер сообщил, что для обхода РК предлагается возрождение пути, соединяющего юг РФ с КНР, как «во времена Великого шелкового пути», который реализуется в рамках ШОС программой «Один пояс — один путь». В рамках этого проекта ведется строительство полноценных автомобильной и железнодорожной трасс между Узбекистаном и Китаем через Кыргызстан в обход Казахстана.
В том числе, как промежуточный проект, летом 2021 года открыт новый транспортный коридор из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, являющийся частично автомобильным и частично железнодорожным.
Узбекистан мог бы играть важную транзитную роль для юга России и Кавказа в случае реализации нового проекта Транскаспийского морского пути, предполагающего строительство объекта морского порта на уровне Ростовской области, например, в Калмыкии.
В настоящее время товарооборот между югом РФ и Центральной Азией осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, огибая с севера Каспийское море, что значительно удорожает продукцию и занимает время.
Спикер отметил, что этого можно было бы избежать, построив один коммерческий порт на российском берегу в середине западного побережья Каспия, либо расширив возможности порта Махачкалы (предназначен для транзита нефти).
В свою очередь, с восточной стороны уже функционируют современные порты в Туркенбаши и Актау, активно взаимодействующие с портами Ирана и Азербайджана, перевозя грузы из стран Центральной Азии и Китая.
Консул подчеркнул, что привлекательным продолжением этого проекта может стать активно продвигаемый в настоящее время при участии «РЖД» проект по строительству ж/д из Узбекистана в Персидский залив через Афганистан и Пакистан. Это в перспективе позволит российским грузам беспрепятственно достигать рынков Индии, Пакистана и Афганистана.
Также спикер сообщил, что Узбекистан завершает согласование дорожной карты взаимодействия с Евразийской экономической комиссией и процедур по присоединению к Евразийскому банку развития (ЕАБР). При этом товарооборот со странами ЕАЭС в 2021 году увеличился на 30% и составил около 13 млрд. долларов.