Минсельхоз РК разместил на портале «Открытые НПА» концепцию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений». Документ разработан на основании решений Комиссии по земельной реформе, созданной по поручению Президента РК.
Согласно информации комиссии, в Казахстане оказались в аренде 98% находящихся в обороте сельскохозяйственных земель.
«На сегодняшний день общая площадь сельскохозяйственных угодий в земельном фонде страны составляет 202,2 млн. га. Из них 108,6 млн. га вовлечено в сельскохозяйственный оборот, 93,6 млн. га находятся в запасе. При этом, из 108,6 млн. га, используемых в сельском хозяйстве, 107,2 млн. га предоставлены в аренду более 200 тыс. субъектам АПК. Таким образом, более 98% находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время находятся в аренде», — уточняется в концепции по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений».
В документе отмечается, что согласно действующим нормам Земельного кодекса, землепользователям запрещается отчуждать и проводить любые гражданско-правовые сделки (продажа, дарение, мена, субаренда) в отношении права землепользования на землях сельхозназначения (за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставной капитал юрлиц).
«В свою очередь, низкая арендная плата за землю и отсутствие возможности отчуждать свои права на землю не стимулирует приход эффективного предпринимателя вместо неэффективного землепользователя. Низкие платежи за землю позволяют фермеру, получившему когда-то от государства право аренды на землю бесплатно, не отказываться от права аренды и использовать этот участок не эффективно, либо сдавать нелегально в субаренду другим землепользователям», — отмечается в документе.
Также акцентируется, что «практикуется отчуждение арендованных у государства сельскохозяйственных земель, которое совершается путем продажи доли в уставном капитале третьему лицу, или через акции акционерного общества».
«Это усложняет проведение государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель. В целом отсутствие механизма распоряжения арендуемыми сельскохозяйственными земельными участками является сдерживающим фактором инвестиционной привлекательности сельхозземель и, следовательно, тормозом развития сельского хозяйства. Этому также способствует отсутствие эффективного механизма изъятия прав на нерационально используемые земельные участки. Предусмотренные механизмы изъятия земель сложные и длительные. Тем самым сохраняется парадоксальная ситуация, когда при наличии огромных земельных ресурсов в республике для ведения агробизнеса земли отсутствуют. Предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес в аграрной сфере, или расширить уже имеющийся, сталкиваются с проблемами отсутствия подходящей земли. При этом вокруг находятся огромные неиспользуемые земельные массивы», — подчеркнули разработчики.
В этой связи авторы концепции предусмотрели в законопроекте нормы по устранению барьеров на оборот сельхозземель посредством снятия ограничений на распоряжение такими землями (отчуждение права аренды).