Госпрограммы призваны исправить ситуацию и стимулировать отечественное производство, хотя часть средств уходит «чужим» производителям
В Казахстане остро стоит вопрос развития отрасли производства сельскохозяйственной техники: несмотря на рост выпуска и усилия производителей, по итогам прошлого года, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, казахстанские компании перекрыли всего 12,8% спроса на тракторы для сельского и лесного хозяйства, то есть более 87% рынка осталось за импортёрами. Об этом передает Еnergyprom.
Согласно статистике, ещё печальнее показатели в сегменте плугов и дисковых борон: в прошлом году казахстанские компании перекрыли лишь 3,5% спроса на эти устройства. Отмечается, что помимо засилья импорта, есть и другая проблема — устаревший парк сельскохозяйственной техники.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2019 году у сельхозтоваропроизводителей страны имелось в наличии 147,3 тыс. тракторов и 38,5 тыс. комбайнов, а также порядка 4 тыс. посевных комплексов, 80 тыс. сеялок и 300 тыс. единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники. При этом 86% парка тракторов и 68% парка комбайнов — техника со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Средний износ всего парка сельхозтехники составляет весьма пессимистичные 76%. В то же время средний уровень обновления сельхозтехники в 2018 году составил 3,5% при оптимальном уровне в 6%.
Как проинформировали в МСХ, обновлению устаревшего парка способствуют госпрограммы субсидирования ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, а также инвестиционное субсидирование, которое предусматривает возмещение 25% от стоимости приобретённой техники. Именно благодаря инвестсубсидированию от АО «КазАгроФинанс» был решён наиболее проблемный вопрос отсутствия у фермеров первоначального взноса за технику.
В то же время в программе инвестиционного субсидирования любопытно следующее: обозначенные 25% стоимости государство субсидирует как для казахстанской техники, так и для импортной. Этим программа кардинально отличается от, например, российского аналога — работающей с 2013 года «Госпрограммы № 1432», в рамках которой субсидии направляются на поддержку исключительно российского сельхозмашиностроения. Или же, к примеру, в текущем году схожую с нашей программу запускает Украина: государство выплатит аграриям компенсацию в 25% от стоимости сельхозтехники — однако, как и в РФ, исключительно своего, украинского производства.
Таким образом, в Казахстане складывается специфическая ситуация: произведённая в стране сельхозтехника стоит в 2-3 раза, а то и более, дешевле, чем импортная, но при таком раскладе получается, что государство выделяет для «чужих» производителей заметно более высокие субсидии, чем для отечественных.