В Казахстане сегодня реализуется пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции, сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства. В «пилоте» принимают участие казахстанские производители, которые проводят сегодня апробацию процессов цифровой маркировки. Среди них — компании «Шин-Лайн», «Молпродукт», «Adal сүт», «Эмиль», «Raimbek – agro» и другие.
Как отмечается в сообщении, теневой оборот в молочной отрасли составляет 13%, а это значит, что каждый восьмой молочный продукт, который продается в Казахстане, потенциально несет опасность для здоровья потребителя. Поэтому введение цифровой маркировки молочной продукции в стране станет обязательным и планируется на 2022 год.
«Цифровая маркировка и прослеживаемость товаров является основным инструментом в борьбе с некачественной продукцией. Во-первых, код Data Matrix будет блокировать кассовое выбытие просроченного товара, магазины и дистрибьюторы также не смогут менять информацию о сроке годности в цифровом коде. Во-вторых, покупатель маркированной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim сможет сигнализировать производителю и в государственные органы о нарушениях. В-третьих, криптозащита и невозможность подделки цифрового кода также сделает невозможным подделку и самого продукта. Эти меры помогут «обелить» рынок и защитить казахстанского потребителя от некачественной продукции. Кроме того, процесс маркировки повышает прослеживаемость товаров — от производителя до конечного потребителя, так как вся логистика продукции отображается в системе маркировки. Система генерирует Data Matrix код для каждой упаковки», — пояснили в Минсельхозе.
При этом, доля затрат производителя на оборудование для маркировки в розничной цене продукта составит от 0,06 до 0,15%. Так, стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн. тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции.
«Кроме того, для производителей молочной продукции будут предусмотрены меры господдержки, которые позволят обеспечить компенсацию до 50% затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов. При этом, у небольших производств есть возможность не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся еще в 2,5-4 раза», — подчеркнули в аграрном ведомстве.
ДЛЯ СПРАВКИ: цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В 2021 году с 1 июня в России и с 8 июля в Беларуси уже введена обязательная цифровая маркировка молочной продукции, в частности на мороженное и сыры.
В РК с 1 октября 2020 года уже введена обязательная цифровая маркировка табачных изделий. С 1 ноября 2021 года стартует обязательная маркировка обуви. На данный момент, помимо молочной отрасли, «пилоты» проходят по цифровой маркировке алкоголя, фармпрепаратов, упакованной воды и сахаросодержащих напитков, а также товаров легкой промышленности.