Деятельность операторов, поставляющих удешевленное топливо сельхозтоваропроизводителям, необходимо регламентировать по всей стране. Это и другие предложения, связанные с оборотом нефтепродуктов, аким Павлодарской озвучил на совещании с участием министра энергетики Казахстана Магзума Мирзагалиева, руководства АО «КазМунайГаз» и представителей отечественных нефтеперерабатывающих заводов, сообщает пресс-служба акима Павлодарской области.
Рабочая встреча прошла на базе Павлодарского нефтехимического завода. Стороны обсудили ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов. Выступая на совещании, Абылкаир Скаков напомнил, что сегодня в Казахстане нет утвержденного механизма отбора операторов, которые поставляют горючее сельхозтоваропроизводителям на весенние и осенние полевые работы. В этом году только на сенокос и уборочную кампанию в Павлодарской области выделили 21 тысячу тонн удешевленных ГСМ, закрыв потребность аграриев в горючем на 75-80%.
- Это серьезный объем топлива, однако в Казахстане нет единых правил определения операторов для поставки удешевленных ГСМ и контроля их деятельности по доставке горючего на поля, - отметил глава региона. - Поэтому мы самостоятельно разработали механизм отбора поставщиков. Внедрив балльную систему, мы остановили свой выбор на трех операторах. При этом мы считаем, что эти правила должны быть едины по всей стране и утверждаться на уровне Министерства энергетики. Мы готовы внести свои предложения по этому вопросу.
Абылкаир Скаков заявил и о несовершенстве системы обеспечения сжиженным газом. Сегодня он относится к биржевым товарам. В итоге вышло так, что павлодарские фермеры, использующие в основном зерносушильное оборудование на газу, едва не остались без необходимого топлива. Как оказалось, львиную его долю выкупили в других регионах страны.
- Мы обратились за помощью в Министерство энергетики и нам вовремя помогли, организовав переброску необходимого количества газа с месторождения в Западном Казахстане, - подчеркнул аким. - В противном случае урожай наших крестьян мог попросту сгнить. Поэтому, считаю, в будущем правила закупки сжиженного газа нужно пересмотреть либо сделать систему его реализации более прозрачной.
Остановился глава региона и на вопросах управления и прогнозирования запасов нефтепродуктов. По его словам, обладая данными об их объемах, потенциальный дефицит горючего предвидеть не удалось. Поэтому, по его мнению, нужно уделить больше внимания формированию запасов горючего.
- На дефицит с дизельным топливом наслоилась ситуация, связанная с остановкой нашего нефтехимического завода на ремонт, что требовало пересмотра нормативов запасов нефтепродуктов, - продолжил Абылкаир Скаков. - Надо сказать, что вместе с нехваткой дизтоплива мы столкнулись и с резким дефицитом битума. Из-за этого наши дорожники приостановили свои работы, хотя погодные условия в этом году позволяли продолжить дорожную кампанию и в поздней осенью.
Глава региона предложил внести изменения в законодательство для сквозного учета всей «нефтяной цепочки», начиная с производства нефтепродуктов и заканчивая их рыночной реализацией. Это бы, по мнению акима Павлодарской области, значительно снизило риск возникновения дефицита топлива.
Кроме того, Абылкаир Скаков попросил Минэнерго и АО «КазМунайГаз» заранее предоставлять корректные данные по объемам переработки нефти и срокам ремонтных работ технологического оборудования Павлодарского нефтехимического завода. Тогда местные власти смогут эффективнее планировать доходную часть бюджета Павлодара, которая на 46% состоит из доходов от акцизов на топливо. Это, по словам главы региона, в первую очередь нужно для исполнения социальных обязательств бюджета.
Говоря о ситуации на топливном рынке, министр энергетики Магзум Мирзагалиев отметил, что отечественные предприятия не справились с задачей по обеспечению внутреннего рынка дизельным и авиатопливом. Одной из основных причин этого стало неэффективное планирование ремонтных работ.
- Несмотря на модернизацию производственных мощностей заводы регулярно останавливаются на ремонт в самый неподходящий момент, - сказал глава Минэнерго. - В условиях растущего потребления ежегодные 25-дневные остановы – это непозволительная роскошь. Считаю, что действующий регламент проведения ремонтных работ устарел. На капитальный ремонт должен останавливаться только один завод в год. Поручаю руководству АО «КазМунайГаз» разработать новый план на ближайшие 5 лет.