Нацкомпания КТЖ заявила о невыполнении планов по перевозке зерна нового урожая.
«За сентябрь-октябрь 2024 года фактический объем перевозок зерна нового урожая ожидается на уровне 2,2 млн тонн, что более чем наполовину превышает общий объем перевозок за январь–август 2024-го», — говорится в сообщении нацкомпании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).
В КТЖ уверяют, что НК «была готова оказать услуги по перевозке зерна в сентябре-октябре в объеме 4,3 млн тонн, из которых 3,6 млн — на экспорт, соответствующие планы со стороны компании были ранее согласованы». Однако планы выполнены не были.
В компании назвали несколько причин этого: изношенность погрузочных ресурсов элеваторов и хлебоприемных пунктов, неудовлетворительное состояние подъездных путей, отсутствие собственных локомотивов практически у половины действующих элеваторов.
«С учетом этих обстоятельств погрузочные мощности всех элеваторов и ХПП (хлебоприемных предприятий) составляют в среднем 600–650 вагонов в сутки, или 1–1,2 млн тонн в месяц», — пояснили в КТЖ.
В то же время КТЖ заявила о готовности запланировать на ноябрь перевозку свыше 2 млн тонн зерна, из которых на экспорт — 1,7 млн тонн.
Также сообщается об ограничениях в направлении Китая, которые напрямую связаны с возможностями принимающей стороны.
«Это достаточно длительные процедуры выгрузки зерна, анализа проб, рабочий график таможенной службы КНР только в дневное время и т.д., из-за чего максимально возможный ежемесячный объем вывоза зерновых грузов в КНР составляет порядка 150 тыс. тонн. И это при условии соответствия качества груза и наличия действующих лицензий у грузополучателей Китая. Кроме того, в начале сентября КНР прекратила прием зерновых в бондовую зону всех зерновых грузов, после чего последовала череда отказов в приеме и возврате зерновых грузов. В результате на возврат было поставлено более 360 вагонов», — проинформировали в КТЖ.
Из-за ограничений приема зерновых в контейнерах по два состава в сутки на два стыка (Алтынколь и Достык) и учитывая временные задержки по прохождению таможенных процедур и анализов груза, на территории Казахстана происходит скопление контейнерных поездов. Это приводит к занятости инфраструктуры и оказывает влияние на перевозки в других направлениях. В связи с этим для обеспечения бесперебойного пропуска пассажирских и грузовых поездов и проведения строительных и ремонтных работ на магистрали, в настоящее время КТЖ вынуждена регулировать погрузку зерновых грузов в контейнерах.
Вместе с тем в компании отметили, что поставки казахстанского зерна на традиционные рынки Центральной Азии за два месяца выросли на 30%. За сентябрь-октябрь увеличение поставок зерна в этом направлении составило более 1 млн тонн (в 2023 году — 782 тыс. тонн). Возобновлены перевозки на Иран через порт Актау — за два месяца отгружено более 250 тыс. тонн против 222 тыс. тонн за 9 месяцев 2023 года. Также начались перевозки в страны Евросоюза как через порты РФ, так и Прибалтики, набирают обороты перевозки на новый рынок Турции.