Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) утвердил новые тарифы КТЖ на предстоящую пятилетку. В следующем году перевозка зерна по железной дороге подорожает в среднем на 4-6% Об этом передает DalaInform, ссылаясь на выкладку Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) об утверждении тарифов КТЖ на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2021-2025 годы.
Согласно информации железнодорожного ведомства, прежние тарифы на МЖС у КТЖ были утверждены в 2015 году и действовали в 2016-2020 годы. В июле Нацкомпания подала тарифную заявку на одобрение пятилетних расценок на использование железнодорожной сети на 2021-2025 годы, где была заложена дифференциация по видам тяги — электровозной и тепловозной. 27 ноября новые тарифы на сеть были утверждены.
«С учетом повышения тарифов МЖС и снижения цен на локомотивную тягу ожидается, что рост конечного железнодорожного тарифа с учетом четырех составляющих с 1 января 2021 года для грузоотправителей составит в среднем 7%», — уточняется в документе и подчеркивается, что железнодорожные тарифы дифференцируются по видам перевозимых грузов. Так, повышение железнодорожного тарифа при перевозке социально значимых грузов, как уголь и зерно, будет в рамках уровня плановой инфляции, то есть 4-6%.
Отмечается, что в третьей декаде декабря комитетом будет принято решение по заявке «КТЖ-Грузовые перевозки» на снижение предельных цен на регулируемые услуги локомотивной тяги с дифференциацией по ее видам.
Также сообщается, что с 1 января 2021 года предполагается расширение доступа частных грузовых перевозчиков к магистральным железнодорожным сетям.
В железнодорожном ведомстве пообещали, что деньги, полученные от повышения тарифов на железнодорожную сеть, будут потрачены целенаправленно на капитальный ремонт путей расстоянием 2979 км, смену стрелочных переводов, приобретение спецтехники. Из-за этого износ сетей снизится с 54,7% до 49,6%, а протяженность путей на более прочном железобетонном основании, нежели деревянном, на 2979 км увеличится. Более того, как отмечают в КТЖ, скорость движения поездов на отремонтированных участках вырастет до 90-110 км/ч, тогда как сейчас средняя скорость грузов по железной дороге в Казахстане не превышает 49 км/ч.
Между тем, в ведомстве отметили, что увеличение сетевого тарифа на перевозку по железной дороге может отразиться на стоимости энергетического угля, что добавит роста в тариф на производство тепла в городах, где используется богатырский уголь — в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Степногорске, Петропавловске. При этом подчеркивается, что рост практически не окажет влияния на внутренние зерновые цены, которые и так уже очень высоки из-за сложившихся мировых котировок и снижения курса тенге.
ДЛЯ СПРАВКИ: тариф на ж/д перевозку грузов складывается из четырех основных компонентов: на 25% — из тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети, на 32,1% — из стоимости услуги локомотивной тяги, на 1,4% — из расценок на услуги грузовой и коммерческой работы и на 41,5% — из стоимости услуги по предоставлению вагонов собственниками подвижного состава или операторами вагонов.