Компании договорились возить его без перегрузов
О росте тарифов на перевозку зерна автомобильным транспортом «Ведомостям» сообщили сотрудники трех компаний-трейдеров.
Как подтвердил руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский, тарифы стали повышаться с начала сентября и сейчас средние цены на перевозку в зависимости от дальности перевозок увеличились на 25–35% по сравнению с сентябрем прошлого года.
«Если раньше перевозка 1 тонны зерна из Воронежской области до портов Азовского моря в среднем стоила 2000 рублей, то сейчас перевозчики предлагают тариф в 2450 рублей. Доставка 1 тонны зерна из Краснодарского края на расстояние 200 км увеличилась с 900 до 1200 рублей, из Ставропольского края – с 1400 до 1700 рублей на 350 км», — уточняет Павенский.
По словам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, некоторые аграрии отмечают даже кратный рост тарифов на автоперевозку.
Согласно информации Минтранса, тарифы на перевозку зерна автотранспортом росли преимущественно в Южном федеральном округе: они на 10–15% выше по сравнению с первой декадой сентября.
Рост цен собеседники «Ведомостей» связывают с эффектом от вступившего в силу 15 сентября Меморандума о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции, который разработала Ассоциация добросовестных участников рынка АПК. Согласно этому документу, экспортеры зерна и масличных культур, владельцы терминалов и элеваторов договорились не использовать автотранспорт, который едет с превышением допустимой массы груза, или не принимать его к разгрузке. По данным ассоциации, к меморандуму уже присоединились 61 грузоотправитель, 34 перевозчика, 200 элеваторов, 25 агрохолдингов и т. д.
Как отмечает президент ассоциации «Грузавтотранс» (объединяет автоперевозчиков) Владимир Матягин, до этого многие компании превышали допустимый вес в 2–3 раза, экономя на логистике. По его словам, особенно актуальна эта проблема стояла на юге России, что приводило к занижению тарифов, которые около 10 лет практически не повышались, несмотря на постоянный рост издержек перевозчиков.
«Сейчас же те, кто раньше работал с нарушениями и получал необоснованную дополнительную прибыль, уже не могут возить по прежним тарифам и повышают цены. А те, кто работал по правилам, могут не занижать тарифы из-за высокой конкуренции с нарушителями», — поясняет он и добавляет, что «спрос на транспорт вырос, что тоже приводит к росту цен. Однако нехватки автомобилей не наблюдается».
Согласно информации Минтранса, после 15 сентября рост цены перевозки уже составил в среднем 15%, а в некоторых регионах он достиг 25%.
«Это вполне логично, что цены растут сейчас, ведь одной из целей меморандума и было справедливое ценообразование при автоперевозках. По новым требованиям автомобили фактически могут перевозить в среднем не более 25 тонн», — счтитает Павенский.
По мнению Александра Корбута, основная нагрузка от повышения тарифов ляжет на аграриев, чтобы соответствовать цене для отправки на экспорт, им придется снизить свою маржу на сумму дополнительных издержек.
По данным гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, в стоимости партии зерна затраты на доставку сейчас составляют 8–9%.
«Рынку повезло, что подписание меморандума пришлось на текущий сезон, когда растут цены на зерно на мировом рынке, а также внутренние цены, в том числе из-за девальвации рубля. К тому же на юге относительно невысокий урожай, что позволяет смягчить стресс от перехода к новому режиму грузоперевозок», — говорит он.
Как отмечает Павенский, стоимость зерна сейчас растет, потому что страны-импортеры стремятся сделать запасы в связи с пандемией COVID-19, а также резким снижением валового сбора в некоторых странах Западной и Восточной Европы и ослаблением курса рубля. По его мнению, тарифы на это пока вообще не влияют. Только за последние две недели стоимость пшеницы выросла примерно на 8%: до 16 200 руб./т — на внутреннем рынке (с учетом доставки покупателю в Новороссийск), экспортная цена — до $235/т.
«Однако в следующем сезоне рыночная конъюнктура может и не быть столь благоприятной», — предупреждает Рылько.
Тем временем, как отмечается в сообщении, популярность перевозок зерна по железной дороге усиленно растет: в июле – сентябре доля этого вида транспорта выросла до 60%, тогда как в аналогичные периоды прошлых сезонов превышала 40–45%. Основная причина в том, что в Центральной России и Поволжье рекордные урожаи пшеницы, а там традиционно зерно отправляется чаще железнодорожным транспортом. В итоге в августе – сентябре фиксируются рекордные темпы вывоза этим видом транспорта — более 2 млн. тонн в месяц, в основном за счет поставок из этих двух регионов.
По данным Минсельхоза США (USDA), Россия в сезоне 2020/21 в очередной раз станет лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок, экспортировав 37,5 млн. тонн этой культуры.