Возобновились поставки в Иран и Азербайджан
По итогам 2024 года перевезено 10,6 млн тонн зерна, в том числе экспорт составил 8,1 млн тонн, передает портал Аgrosektor.kz, используя данные АО «НК «Казакстан темир жолы».
По данным нацкомпании, в числе экспортных направлений стали: Узбекистан (3,3 млн тонн), Китай (1,7 млн тонн). В Таджикистан поставлено 1,2 млн тонн зерновых, что на 20% больше по сравнению с 2023 годом. В Кыргызстан экспортировано 140 тыс. тонн зерна, что в 1,9 раза больше показателя 2023 года.
Кроме того, восстановлены рынки Ирана и Азербайджана. Объемы поставок зерна в Иран увеличились в два раза (526 тыс. тонн), в Азербайджан — в 1,8 раза (211 тыс. тонн).
С сентября по декабрь 2024 года перевезено 5 млн тонн зерна нового урожая, что на 50% больше аналогичного периода 2023 года. Объемы экспорта выросли на 57% и составили 3,9 млн тонн. В том числе в Узбекистан экспортировано 1,5 млн тонн (рост 45%), в Таджикистан — 633 тыс. тонн (57%), Афганистан — 190 тыс. тонн (51%), Китай — 592 тыс. тонн (2%).
Как уточняется, поставки в Иран увеличены в 30 раз, составив 455 тыс. тонн, в Азербайджан экспортировано 188 тыс. тонн (в сентябре–декабре 2023 года поставок не было).
В пресс-службе АО «НК «Казакстан темир жолы» также проинформировали, что декабрь 2024 года стал рекордным месяцем в области перевозки зерна нового урожая. По данным КТЖ, объем перевозок зерна в прошлом месяце вырос на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив 1,4 млн. тонн, в том числе перевозки г/г увеличены:
• внутренние — на 23%;
• на экспорт —на 78%, достигнув 1,1 млн. тонн.
Значительно выросли поставки зерна в страны Центральной Азии:
• в Узбекистан — на 47%;
• в Таджикистан — на 58%;
• в Кыргызстан — на 14%;
• в Туркменистан — на 5%.
При этом также зафиксирован рост экспорта в Китай, который увеличил импорт казахстанского зерна на 6%, а в Афганистан поставки выросли на 35%.
Как отмечается, важной тенденцией декабря стал рост перевозок через Черноморские порты — в 3 раза, а также в страны Прибалтики, где объемы перевозок увеличились в 4 раза.
Приоритетные направления работы на 2025 год
Руководитель АО «НК «ҚТЖ» Нурлан Сауранбаев сообщил о планах на текущий год.
ЦИФРЫ и ФАКТЫ
• Эксплуатационный грузооборот КТЖ в 2024 года составил 272 млрд тонно-километров.
• Перевезен рекордный объем грузов через казахстанско-китайские стыки — 32 млн тонн, что на 13,1% больше, чем в 2023 году.
• На 8,8% увеличился контейнерный транзит. Количество перевезенных контейнеров составило 1,4 млн ДФЭ.
По данным КТЖ, на сегодняшний день отремонтировано более 2800 км магистралей. Строится свыше 1 тыс. км новых линий: Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал и обводная Алматинского узла. Работы по возведению вторых путей на участке Достык – Мойынты и обводной линии Жетыген – Казыбек-бек идут с опережением графика и будут завершены в 2025 году.
Также ведется расширение терминальной сети для привлечения грузовых потоков в казахстанские коридоры. Увеличению транзита из Китая по Транскаспийскому маршруту способствовал запуск казахстанско-китайского терминала в сухом порту города Сиань. Начато строительство терминалов по направлению Восток – Запад в Алматы, в азербайджанском морском порту Алят, в столице Венгрии Будапеште и в пос. Селятино под Москвой. Совместно с китайским партнером — портом Ляньюньган — начато строительство контейнерного хаба в порту Актау.
«В перспективе приоритетное внимание компания планирует уделять развитию инфраструктуры, терминальной сети и внедрению цифровых решений», — заявил руководитель АО «НК «ҚТЖ».