Аграрии Восточно-Казахстанской области рискуют остаться без удешевленного топлива в июне в связи с остановкой на ремонт ПНХЗ. Об этом сообщается на сайте atameken.kz со ссылкой на информацию начальника отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскара Жакупбаева.
Как следует из сообщения, согласно графику закрепления областей за нефтеперерабатывающими заводами, поставщиком ГСМ в Восточно-Казахстанскую область в марте-мае 2020 года определен Павлодарский нефтехимический завод, который отпускал горючее по 174 тыс. тенге за тонну. Это позволяло обеспечить отпускную цену для аграриев 165 тенге за литр. Однако в июне аграриям Востока придется приобретать ГСМ по более высокой цене. Данный вопрос операторы ГСМ подняли в отраслевом чате Палаты предпринимателей ВКО.
«Ежегодно казахстанские НПЗ закрываются на профилактический ремонт. И почему-то этот ремонт всегда не в пользу наших фермеров, так как заводы закрываются или в период посевной, или в период уборки. Нет у них межсезонья! И нас теперь «подвязывают» к Атыраускому НПЗ. Это самая западная точка республики, и по нашим подсчетам, цена на ГСМ с учетом логистики уже будет составлять 179 тенге для Востока», — пояснил Аскар Жакупбаев.
Отмечается, что Палата направила соответствующее письмо на имя министров сельского хозяйства и энергетики, чтобы они пересмотрели свои льготные цены. Этот вопрос также будет оперативно отрабатываться с руководителями департаментов и министерств, чтобы цена не превышала 165 тенге.
Кроме того, по словам Жакупбаева, операторы ГСМ обратились в Палату предпринимателей с проблемой недополучения дизельного топлива по причине некорректных вагонных норм. За последние три года государство выделило для проведения весенне-полевых работ 82 тыс. тонн ГСМ. Однако из-за различной расчетной грузоподъемности (наполняемости) вагонов образуется разница между фактическим и отгруженным объемом ГСМ. При этом недогруженный объем в дальнейшем не компенсируется, а полностью аннулируется. В результате, фермеры Восточно-Казахстанской области недополучают ежегодно около 3 тыс. тонн дизтоплива по фиксированной цене. Только за 2018-2020 годы ими недополучено около 9 тыс. тонн. Недогруженный объем аграрии вынуждены покупать по рыночным ценам.
«Это происходит потому, что нормы установлены для одних вагонов, а ГСМ подаются в других. И в договоре прописана дискриминационная статья, в которой указано, что если вагонные нормы не совпали и ГСМ не отобраны, то НПЗ не обязан предоставлять недопоставленный объем», — прокомментировал начальник отдела АПК.
В настоящее время Палата предпринимателей ВКО собирает подписи операторов ГСМ, после чего соответствующее обращение будет направлено главе правительства, министрам сельского хозяйства и энергетики, в АО «НК «КазМунайГаз», а также депутату Нуржану Альтаеву.