Отечественные производители сафлора жалуются на отсутствие возможности экспортировать свою продукцию в Китай, так как фуры не смогли выйти за границу. Об этом сообщила пресс-служба Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен».
Директор компании «Kaz Biotech Group» Шаганбек Канжарбайулы занимается экспортом масличных культур в Китай, но в течение марта так и не смог экспортировать свою продукцию, тем самым терпя убытки.
«В Шымкенте ежегодно производится 50-60 тысяч тонн сафлора. С августа прошлого года мы вывезли в Китай 5 тысяч тонн. На заказ получили еще 20-30 тысяч тонн. Все лежит на складах. Потому что на границе в Хоргосе не выходит экспортный товар, только проходят пустые машины. Ежедневно 500 пустых автомобилей заезжают и забирают китайский товар. А у нас уже 20-30 машин стоят. Сафлор, привезенный из Западного Казахстана, также стоит на складах в Алматы. В общей сложности более 50 тыс. тонн простаивают. Теперь водители просят повысить плату. В противном случае говорят, что не отдадут товар», – рассказал предприниматель.
Бизнесмены считают, что пробки на границе с КНР «искусственные», и пытаются добиться решения проблемы от госорганов, однако пока сдвигов не отмечают.
Кроме того, проблема виз водителей, въезжающих в Китай, также не решена.
«Мы платим тысячу долларов за въезд в Китай каждому водителю на границе. Раньше мы платили 300 долларов», – рассказал предприниматель.
Фермер также производит подсолнечное масло для экспорта в Китай. По его словам, если правительство увеличит таможенный налог фермеров на 20%, то Китай заберет еще 30%. Таким образом фермеры останутся без прибыли, подчеркнул сельхозпроизводитель.
В Нацпалате «Атамекен» отметили, что совместно с госорганами работают над решением проблемы с пропуском автотранспорта в Китай.
«До 1 апреля мы должны консолидировать предложения, выработать единую позицию и направить в госорганы, как единое видение от Нацпалаты. Если все будет нормально, то на выходе у нас будет нормальная система электронной очереди, пункты пропуска будут работать в реальном режиме около 1000 автомобилей по возможности. Нормализовать систему попуска Нурлы жол. Проектная мощь там позволяет», – заявил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов.