Украина вывозит резервы пшеницы из хранилищ в порту Одессы
Представляем последнюю информацию о ситуации вокруг Razoni и транспортировке украинского зерна
Первое судно с украинским зерном прибыло в турецкий порт Мерсин вместо Триполи
Сухогруз Razoni под флагом Сьерра-Леоне пришвартовался в турецком порту Мерсин во вторник, сообщил ТАСС источник в администрации ливанского порта Триполи.
Razoni — первое судно с украинским зерном, вышедшее из Одессы по морскому гуманитарному коридору после заключения «продуктовой сделки» с Россией, ООН, Турцией и Украиной в Стамбуле 22 июля. Оно должно было прибыть в северный ливанский порт Триполи, но покупатель отказался от груза из-за задержки доставки. При этом «зерновой коридор» работает без сбоев: за первую неделю из украинских портов вышло больше 10 судов.
Путь Razoni
Судно Razoni вышло из порта Одессы 1 августа. До нейтральных вод сухогруз сопровождало буксировочное судно «Булат» под флагом Украины. Сухогруз прибыл к Стамбулу вечером 2 августа, встав на стоянку в семи морских милях от пролива Босфор. Представители Совместного координационного центра (СКЦ), куда входят Россия, ООН, Турция и Украина, досмотрели судно утром 3 августа. В этот же день сухогруз продолжил путь через Босфор и Дарданеллы, покинув воды Турции 4 августа. В пятницу, 5 августа, сухогруз проследовал мимо острова Родос.
Предполагалось, что Razoni пришвартуется в конечной точке маршрута — северном ливанском порту Триполи — в субботу, 6 августа, но прибытие сначала перенеслось на 7 августа, а затем — на 9-е.
Впрочем, 8 августа источник ТАСС в администрации порта уточнил, что сухогруз не прибудет в Триполи, так как ливанский заказчик отказался от покупки украинского зерна. Как уточнило посольство Украины в Ливане, причиной стала задержка доставки более чем на пять месяцев.
Какие еще суда вышли с Украины
За первую неделю реализации «продуктовой сделки» из портов Украины вышло больше 10 судов, вывезено свыше 300 тыс. тонн зерна. Как сообщал глава Минобороны Турции Хулуси Акар, экспорт зерна из Украины осуществляется без сбоев. Так, вслед за Razoni, 5 августа два судна вышли из Одессы и одно из Черноморска. После досмотра представителями СКЦ сухогрузам разрешили 7 августа следовать через Босфор далее по маршрутам. Сухогруз Polarnet, груженный 12 тыс. тонн зерна, 8 августа первым из них прибыл в пункт назначения — в турецкий порт Дериндже. Судно Navistar доставит 33 тыс. тонн груза в ирландский Рингаскидди, сухогруз Rojen — 13,041 тыс. тонн зерна в британский Тиспорт.
Еще четыре судна вышли из портов Украины 7 августа: одно из Одессы, три из Черноморска. Судно Mustafa Necati с 6 тыс. тонн подсолнечного масла направляется в Италию, сухогруз Star Helena с 45 тыс. тонн подсолнечника — в Китай. Судно Glory с 66 тыс. тонн кукурузы и сухогруз Riva Wind с 44 тыс. тонн кукурузы следуют в Турцию.
Еще два судна с продовольствием покинули украинские порты 8 августа. Из порта Южный отправилось судно Sacura, которое доставит 11 тыс. тонн сои в Италию. Из Черноморска в Турцию — судно Arizona ("Аризона") с 48 459 тоннами кукурузы.
Из Черноморска 9 августа вышли два судна: Ocean Lion, которое с 64 тыс. тонн кукурузы отправится в Южную Корею, а также Rahmi Yagci, которое доставит 5,3 тыс. тонн подсолнечного масла в Стамбул.
Какие суда отправились из Турции
Сухогруз Fulmar S под флагом Барбадоса прибыл из Стамбула в Черноморск за зерном 6 августа. На следующий день еще одно судно Osprey S, находившееся на якоре близ Стамбула, получило разрешение отправиться в порт Черноморска.
Как работает гуманитарный коридор
Перевозки с Украины осуществляются по морскому гуманитарному коридору протяженностью 111 морских миль (178,6 км) и шириной 3 мили (4,8 км). Все суда после проверки получают разрешение СКЦ на выход из портов Одессы, Черноморска и Южного, следуют по морскому гуманитарному коридору в Стамбул, где перед заходом в пролив Босфор также проходят проверку. Такая же процедура предусмотрена для судов, направляющихся из турецких портов в украинские.
Сухогрузы во время прохождения по маршруту находятся под наблюдением СКЦ в режиме онлайн. Также Украина и РФ договорились о том, что военные корабли, самолеты или беспилотники не могут находиться в радиусе 10 морских миль (18,5 км) от судов с украинским зерном и не осуществят никаких атак, сообщило агентство Reuters.
В руководстве по реализации соглашения о вывозе зерна также указывается, что по требованию СКЦ на борту судов не должно быть никаких посторонних грузов или людей. В список разрешенных грузов входят зерно, другое продовольствие, утвержденное СКЦ, а также удобрение.
Поясняется, что Совместный координационный центр может не выдать разрешение следовать по гуманитарному коридору при получении «ложной информации о грузе или команде», в случае если судно «не передает сигнал по автоматической системе информирования», а также если оно отклонится от обозначенного курса, прибегнет к перевалке груза на другое судно, совершит непредусмотренную остановку. Также Украина должна ежедневно уведомлять СКЦ о планах по выходу судов с зерном.
Если одна из сторон СКЦ проинформирует об угрозе, то центр может предпринять действия для обеспечения безопасности судов с зерном. О каких мерах реагирования идет речь, в документе не уточняется.