Известный предприниматель, совладелец компании Kusto Group (в партнерах — Еркин Татишев и Даулет Нуржанов) Канат Копбаев обратился с открытым письмом к бизнес-сообществу, правительству и главе государства, попросив о помощи.
«В течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана», — говорится в письме, обращенном к бизнесу и правительству.
По информации Каната Копбаева, в течение пары часов перегрузочные транзитные порты Антверпен, Гамбург, Роттердам и Мугга отказались принимать грузы из Казахстана и России. Кроме того, европейские партнеры заявили, что европейские банки блокируют все платежи в РФ и в РК. Позже индийские компании также сообщили, что через их корсчета в США не пускают платежи в РК и РФ.
Обращаясь к Правительству, Канат Копбаев призвал «работать день и ночь. Не сидеть в кабинетах, а ездить в порты, встречаться с судоходными линиями, с Евросоюзом, с госдепом, с китайцами и т.д.». В свою очередь, бизнес готов оказать всестороннюю помощь в данном вопросе.
В интервью Forbes.kz предприниматель уточил, что проблемы с доставкой грузов начались 1 марта.
«В нашей группе компаний стоит без работы костанайский завод минералов, а там работает 2,5 тысячи человек. Я разговаривал с представителями многих других компаний. У всех стоят отгрузки. Мы не можем ни отправить груз, ни принять его. Казахстанские птицефабрики, которые изготавливают 300 тыс. тонн курятины, весь соевый шрот получают из Бразилии через порты в Прибалтике и российские порты в Черном море. И этот груз также не может попасть к нам. Чем кормить птицу? Уже сейчас начать всех забивать? Ситуация очень тяжелая», — рассказал Копбаев.
По его информации, существуют альтернативные варианты маршрутов. Есть транзитный путь Актау - Баку - Поти/Батуми. Но там объем грузов ограничен согласно подписанным документам.
«Нужно договариваться, чтобы увеличить транспортные потоки. Также нужно договориться с Китаем, чтобы также увеличить объем транзита из Казахстана и в Казахстан. Мы же являемся партнером Китая, вот пусть наши чиновники об этом договариваются. Для КНР это тоже, в конце концов, деньги. Есть возможности поставок грузов через Иран, через Вьетнам — транзитом через Владивосток, есть и другие варианты. Мы готовы помочь в этом разобраться», — предлагает предприниматель.
Комментарии МТИ и МИИР по сложившейся ситуации с транзитом грузов из РК через территорию РФ
«В связи с введением пакета санкций против Российской Федерации и отсутствием новых механизмов определения страны происхождения товара отмечаются факты задержки в ряде морских портов казахстанских грузов, следующих транзитом через территорию Российской Федерации на рынки стран ЕС. При этом казахстанские товары, следующие через территорию Российской Федерации на рынки стран ЕС автомобильным транспортом, проходят без задержек.
В настоящее время Министерством торговли и интеграции РК проводятся консультации для обеспечения бесперебойной доставки казахстанских товаров в страны назначения», — разъяснили в ведомстве.
В свою очередь в пресс-службе Министерства индустрии и инфраструктурного развития подтвердили наличие проблемы по международным перевозкам грузов из Казахстана, в том числе при транспортировке через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска судами РФ, от которых отказались принимать грузы перегрузочные транзитные порты Антверпен, Гамбург, Пириней, Роттердам и Мугга. Решением данного вопроса в настоящее время занимается МИИР совместно с АО «НК «КТЖ».
«По грузам, находящимся на территории России, МИИР РК прорабатывается возможность их переориентация на латвийские порты Рига и Венстпилс. По данному вопросу планируется проведение совещания с министерством транспорта Латвии и администрациями латвийских морских портов. Также в качестве альтернативы казахстанским экспортерам предложено использование маршрута через казахстанские порты Актау и Курык и далее по ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут)», — проинформировали в Мининдустрии.
В ведомстве также напомнили, что в рамках ТМТМ на сегодняшний день налажено регулярное контейнерное сообщение между портами Актау и Баку и паромное сообщение Курык – Баку. Наряду с этим, для обеспечения бесперебойного функционирования ТМТМ запланирована встреча в Баку с компетентными органами и транспортными организациями Азербайжана, Грузии и Турции.
В свою очередь представители НК КТЖ проводят переговоры с РЖД по вопросам логистики перевозок казахстанских грузов.
Открыта горячая линия по вопросам грузовых железнодорожных перевозок при НК КТЖ:
— в части приема заявок на переадресовку грузов и консультации (изменения станций назначения, возврат на первоначальную станцию погрузки и т.д.). Ответственный от ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» — С.Абжалеев, тел. 8 (702) 164-55-39, 60-31-33;
— консультирование по вопросам, связанным с таможенной деятельностью от НК КТЖ — Г. Хайрулина, тел. 60-30-19, 8 (701) 341-32-20.
ДЛЯ СПРАВКИ: Kusto Group владеет активами в Казахстане, России, Таджикистане, Вьетнаме, Китае, Таиланде, Украине, в Турции, Грузии и Израиле. В Казахстане Kusto Group принадлежат нефтяное АО «КазПетролГрупп», строительное ТОО «Kusto Home», реализующее проект ЖК Koktobe City в Алматы, сеть заправок Compass, ТОО «Kazceed», ТОО «KazBeef Group», которое владеет долями в ТОО «Щучинский гормолзавод» и ТОО «KazGrain Feeders», кожмехкомбинат в Семее, завод ТОО «KazCenosphere’s» в Павлодаре.
P.S.
МИИР создал оперативный штаб по вопросам грузоперевозок
Для решения вопросов в области международных транспортных перевозок в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК создан оперативный штаб, сообщает пресс-служба ведомства.
Согласно информации, оперативный штаб по реагированию на проблемные вопросы возглавил министр Каирбек Ускенбаев.
Как уточнили в МИИР, оперативный штаб создан для помощи и информационной поддержки бизнес-субъектов и участников международных грузоперевозок автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.
В этой связи на базе ситуационного центра МИИР РК открыта горячая линия: +7 708 088 0800; +7 (7172) 98-35-35.