Владельцы АЗС в Шыменте обсудили проблему дефицита дизельного топлива в регионе. По мнению бизнеса, причина кроется в недобросовестной конкуренции на рынке ГСМ. Якобы, трейдеры создали искусственный дефицит горючего и начали диктовать цены на топливо. Как министерство решает этот вопрос спросили журналисты у представителя ведомства на брифинге в СЦК.
По словам вице-министра Асета Магауова, на рынке дизельного топлива сложилась интересная ситуация. Из-за ограничительных мер по росту цены, крупные давальцы начали сдерживать оптовую цену. Практически было две цены: «КазМунайГаз», PetroSun, Petroleum Operating — цена была 190–200 тысяч тенге за тонну. Примерно с июня прочие давальцы начали продавать дизель по 240 000 тенге за тонну, то есть разница существенная.
«Второй момент — мы исторически «загружаем» крупных поставщиков нефти обязательствами по поставке на сельхознужды и для КТЖ. Был утверждён план осенне-полевых работ, от них порядка 390 тысяч тонн должно быть поставлено. 30 тысяч тонн — на сенокос. Ресурс ограниченный. Кроме того, учитывая разницу в оптовых ценах, практически все мелкие АЗС отказывались покупать. Заявок стало больше, объём — меньше, количество жалоб увеличилось», — пояснил Асет Магауов.
По мнению министра, единственным вариантом стабилизации может стать старт биржевых торгов на дизтопливо, которое позволит получить доступ к ресурсам владельцам мелких АЗС. Кроме этого, торги обеспечат прозрачность на рынке.
Председатель ОЮЛ «Казахстанская топливная ассоциация» Болат Ауетаев подтвердил, что в настоящее время на рынке остро стоит вопрос по внутреннему обеспечению дизтопливом.
«Причиной дефицита стала высокая цена в соседних странах, из-за чего в приграничных регионах есть «серый» экспорт. Машины проходят через нашу территорию, заправляются, потом ещё дозаправляются, увозят по 1-2 тысячи тонн. Разница очень большая с Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном. Из-за дисбаланса цен отсутствует импорт из России. В настоящее время объём уходит на сельское хозяйство, КТЖ, горнорудные компании. Оставшийся объём поступает в розницу», — внес ясность Болат Ауетаев.
Глава ассоциации также отметил, что мелкие розничные реализаторы начали переходить на талонную систему, а некоторые АЗС отказываются от дизтоплива, так как не могут его приобрести.
Цена на дизтопливо для сельхозпредприятий останется прежней
В Казахстане для сельхозпредприятий цена на дизтопливо останется прежней, заявил вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов на брифинге в СЦК.
«Для сельхозпредприятий цена на дизтопливо останется прежней. Сентябрьские объемы мы закроем по прежней цене», — заверил Магауов на брифинге.
По его словам, на сегодня сельхозпредприятиям поставлено 79% топлива от плана.
«Из 430 тыс. тонн на октябрь у нас останется только 30 тыс. тонн. 400 тыс. тонн мы, по прежней цене, уже отгрузим в сентябре», — добавил Магауов.