Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) до 2027 года будет повышать тарифы на железнодорожные грузовые перевозки на 24%. Такая мера утверждена Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики и направлена на стабилизацию финансового положения компании. Об этом сообщается на сайте Аgrosearch.kz.
По данным фонда «Самрук-Қазына», инициатива связана с необходимостью обслуживания задолженности, объем которой на конец 2024 года достиг 2,9 трлн тенге. Как уточняется, средства привлекались для реализации крупных инфраструктурных проектов, включая строительство вторых путей на участке Достык–Мойынты, а также для обновления подвижного состава — в том числе покупки новых пассажирских вагонов Stadler и ТВЗ, электровозов Alstom и тепловозов Wabtec.
Как акцентировали в компании, транзитные перевозки рассматриваются в качестве основной точки роста АО НК «ҚТЖ». Их объем планируется увеличить за счет реализации новых инвестиционных проектов (обновление подвижного состава, строительство и модернизация инфраструктуры, развитие терминальной сети и другие меры) в ближайшие годы.
Тем временем участники рынка уже фиксируют, что фактическое удорожание перевозок по ряду направлений превышает заявленный уровень в 24% в год.
Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов указывал на риски дефолта КТЖ, связывая их с неэффективным менеджментом и передачей высокодоходных услуг частным структурам. В ответ на это в КТЖ сообщили, что для исправления ситуации Правительством РК одобрено повышение тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети на протяжении трех лет.