Пересмотреть правила субсидирования в аграрном секторе РК предлагает депутат Сената Андрей Лукин
Механизм выдачи субсидий в агропромышленном комплексе РК не прозрачен, и эта сфера одна из коррумпированных в стране, заявил депутат Сената Андрей Лукин. В своем депутатском запросе на имя заместителя Премьер-министра Романа Скляра он озвучил большое количество коррупционных дел по фактам нецелевого использования и хищения бюджетных средств, фиктивного заключения договоров на приобретение сельхозживотных, предоставления ложных сведений об освоении кредита. Об этом сообщается на сайте inform.kz.
По информации депутата, с 2018 года по 9 месяцев 2020 года расследовалось 144 уголовных дела, связанных с реализацией госпрограммы развития АПК. Из них 57 дел были возбуждены по коррупционным преступлениям (взятки —11, хищения — 17, мошенничество — 29) и 87 — по хищениям субсидий. Ущерб государству по этим делам превысил 2,1 млрд. тенге.
Как отметил Андрей Лукин, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и процедуру выдачи субсидий, несовершенны, а Правила субсидирования за последние 5 лет менялись 47 раз. При этом Правила субсидирования не предусматривают ответственность должностных лиц, осуществляющих выплату госсубсидий.
«Согласно Правилам субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, ответственность за достоверность представленной информации и сведений несут только сельхозпроизводители. Ответственными должностными лицами рабочего органа заявка сельхозпроизводителей проверяется лишь на полноту данных в сжатые сроки. При этом достоверность представленных сельхозпроизводителями сведений, дающих право на получение субсидий, не проверяется. Такое несовершенство нормативных правовых актов приводит к незаконным методам получения и хищению бюджетных субсидий отдельными сельхозпроизводителями», — утверждает сенатор.
В частности, по его словам, одно из КХ Алматинской области в 2016-2018 годах получило в виде субсидий 451 млн. тенге для удешевления стоимости производства говядины и затрат на откорм бычков, при этом 222 млн. тенге из этой суммы были получены путем предоставления фиктивных документов о забое и реализации говядины.
В Актюбинской области, по данным депутата, имеются факты незаконного предоставления субсидий в рамках Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях, в размере более 250 млн. тенге.
В этой связи Андрей Лукин предлагает пересмотреть правила субсидирования в АПК, предусмотрев в них обязанность местных исполнительных органов по проверке заявок сельхозпроизводителей и ответственность должностных лиц, осуществляющих выплату субсидий.
Также он предлагает пересмотреть работу по выдаче субсидий через систему Qoldau.kz. Электронная очередь в ней действует только при наличии финансирования, при этом она не дает возможности встать в очередь в «лист ожидания». А при несвоевременной подаче заявки фермер теряет возможность получения субсидий, т.к. они распределяются в течение короткого времени.
«С учетом изложенного видится целесообразным рассмотреть возможность пролонгации поданных заявок, которая будет гарантировать получение субсидий в порядке очереди при дополнительном выделении средств или высвобождении за счет отказанных заявок», — подчеркнул депутат.
Также в своем запросе Андрей Лукин перечислил еще ряд фактов выявленных нарушений при выдаче субсидий. В частности, в 2020 году Управление сельского хозяйства Актюбинской области выплатило 99,7 млн. тенге для возмещения части расходов ТОО на приобретение сельскохозяйственной техники. Но данное товарищество не подлежало субсидированию, поскольку сельхозтехника была приобретена за бюджетные средства. Еще примеры: в Шымкенте незаконно выплачены субсидии в размере 178,9 млн. тенге на строительство транспортно-логистического центра. В Павлодарской области 10 крестьянских хозяйств получили субсидии за приобретенный в России скот, но российские ветеринарные службы опровергли отгрузку КРС и выписку ветеринарной документации в адрес этих хозяйств.
«На основании изложенного, в процессе работы над новым Национальным проектом целесообразно установить реальное положение дел в аграрном секторе, провести проверки состояния законности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию госпрограммы», — заключил сенатор.