Депутат Мажилиса Ерлик Омиргали потребовал прозрачного расследования схода грузового поезда с зерном в Карагандинской области
Массу проблем принес 2022 год зернотрейдерам Казахстана. И завершается для них он тоже печально: 28 декабря, в 7-45 утра, недалеко от станции Карабас Карагандинской области с путей сошли 19 зерновозов грузового поезда. Обошлось без жертв, но даже предварительная оценка говорит об огромном ущербе для владельцев груза и вагонов. Кроме того, они могут понести еще большие издержки, если будут признаны виновниками аварии. Зерновики просят власти страны вмешаться в ситуацию и не позволить сделать их «крайними».
Фото с сайта ok.ru
Защитить бизнес от манипуляций АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» потребовал Ерлик Омиргали, озвучивая депутатский запрос фракции «Ак жол» на имя Премьер-министра РК Алихана Смаилова и генерального прокурора РК Берика Асылова, передают казахстанские МСИ.
«Поводом нашего обращения послужила ситуация по сходу 28 декабря 2022 года грузового поезда по станции Карабас, в результате которого сошло 19 вагонов с экспортным зерном. Ориентировочные потери экспортера составляют более 1 миллиарда тенге (утрата груза и вагонов). Вопиющим является то, что «КТЖ» в течение первых часов схода выносит решение в виновности — на собственника вагонов и дает соответствующий комментарий в СМИ. Когда при оформлении указанных вагонов, «КТЖ» — как перевозчик принял груженые вагоны к перевозке без каких-либо претензий! Вагоны находятся на гарантии у завода-изготовителя, пробег вагонов не достиг первого деповского ремонта, который наступает по истечении 3 лет. Данное обвинение считаем не состоятельными, так как не была создана комиссия по расследованию нарушений безопасного движения на железнодорожном транспорте, утвержденная приказом министра», — заявил Ерлик Омиргали.
По его словам, со стороны потерпевших от крушения вагонов в адрес Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и других уполномоченных органов были направлены соответствующие обращения о фактах невыполнения требований Правил со стороны КТЖ, допустивших 01 января 2023 года ремонтно-восстановительные работы, не обеспечивая тем самым сохранность всех деталей, предметов и документов, которые на момент следствия могут свидетельствовать при установлении причин крушения или аварии.
«В связи с тем прошло достаточно много времени, восстановить истинные причины происшествия будут крайне сомнительны, мы считаем, что это делается умышленно для отвода от ответственности реальных виновных лиц, ответственных за содержание железнодорожных путей и норм технической безопасности. Кроме того, стоит отметить, что буквально месяцем ранее на этом же участке был подобный сход, с 14 вагонами, груженными пиломатериалами, а на момент подготовки депутатского запроса 8 января 2023 года по станции Манкент произошел аналогичный сход поезда», — добавил Ерлик Омиргали.
Депутат отметил, что декабрьские задержания топ-руководителей дочерних компаний показали множество коррупционных рисков в работе КТЖ.
«Статистика последних лет по факту нарушений показывает, 70% преступлений в железнодорожном секторе связаны с коррупцией и 30% преступлений связаны с хищением материальных ресурсов, которые направлялись на обновление инфраструктуры», — констатировал мажилисмен.
На основании изложенного депутаты фракции «Ак жол» потребовали:
— Проинформировать о результатах проверок всех событий в железнодорожных транспортных происшествий, а именно в части создания комиссии и реагирования следственных мероприятий согласно срокам действующих правил, утвержденных министерством за последние три года.
— Сообщить, привлекались ли к ответственности работники КТЖ по результатам происшествия и проверок.
— Взять на особый контроль схода вагонов по станции Карабас.