Почему стоимость яиц в магазинах в два раза превышает цены птицефабрик?
Союз птицеводов Казахстана просит взять под контроль ценообразование на яйца и мясо птицы в розничной сети. В обращении за подписью президента Союза Руслана Шарипова отмечается, что птицефабрики, которые в последние месяцы оказались в центре внимания Агентства по защите и развитию конкуренции, в настоящий момент реализуют яйцо ниже себестоимости, при этом маржа посредников между фабриками и торговлей доходит до 200%. Об этом сообщается на сайте Союза ptica.kz.
По информации Союза птицеводов, главными проблемами отрасли на сегодня являются необеспеченность кормами и их высокая стоимость, дефицит масличных культур, а также эпизоотическая ситуация по птичьему гриппу. За последний год в РК выросли цены на зерно, кукурузу, масличные, кормовые добавки, витамины, ГСМ и другое.
Все эти факторы привели к росту цен на продукцию птицеводства. Однако в начале текущего года цена на яйцо в рознице выросла до 600 тенге за десяток, что вызвало шквал критики у потребителей. Агентство по защите и развитию конкуренции направило всем птицефабрикам уведомление о наличии признаков ценового сговора.
«Важно отметить, что сегодня цена на пищевое яйцо снизилась, и птицефабрики реализуют по 30-31 тенге за одно яйцо, что ниже себестоимости. Также необходимо сказать, что в силу сезонного влияния за год отпускная оптовая цена на птицеводческую продукцию меняется в среднем 4-5 раз. Но магазины, крупные супермаркеты продолжают продавать яйцо и мясо птицы по ценам начала года, то есть в среднем в два раза дороже оптовых цен птицефабрик. Посредники имеют маржу, которая доходит до 200%! Проведенный специалистами Союза птицеводов мониторинг по супермаркетам Нур-Султана, показал, что в среднем цена 1 лотка яиц (30 штук) доходит до 1720 тенге. Невольно возникает вопрос — почему контролирующие органы не реагируют?», — подчеркивает Руслан Шарипов.
В этой связи Союз птицеводов обращает внимание контролирующих органов на стоимость продукции в торговли. Согласно законодательству, торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары не должна превышать 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика.
«На основании этого и в целях обеспечения привлекательности цены на сельскохозяйственную продукцию, Союз птицеводов Казахстана предлагает контролировать надбавку на отпускную цену на продукцию птицеводческих предприятий при реализации продуктов питания, входящих в перечень социально значимых продуктов», — заключается в обращении птицеводческой организации.