Фон сайта

Казахстан: повышение тарифов на грузоперевозки может привести к банкротству ряда предприятий

Казахстан: повышение тарифов на грузоперевозки может привести к банкротству ряда предприятий

Казахстанский нацперевозчик КТЖ после нескольких этапов подорожания услуг на перевозки намерен еще больше повысить тарифы. Экспортеры РК заявляют, что это поставит под угрозу поставки продукции на внешние рынки и приведет к банкротству ряда предприятий

Как отметили в пресс-службе НПП "Атамекен", с начала года АО "НК "КТЖ" повысило тариф на услуги магистральной железнодорожной сети на 5%. Дополнительно ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" направило заявку на повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 35%. При этом в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов уже повышались трижды:

на услуги МЖС – на 5% с 1 января 2023 года;

на 28,4% с 27 апреля 2023 года;

на услуги локомотивной тяги –  на 11,4% с 6 ноября 2023 года.

Кроме того, с 8 января текущего года АО "НК "КТЖ" подало заявку на изменение максимального индекса к тарифам на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети по отдельным направлениям на 2024–2025 годы.

"В целях покрытия долгов, накопленных КТЖ в предыдущие годы, заявлен рост ценовых пределов на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети (повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам) на экспортные перевозки, а также порожний пробег вагонов "из-под выгрузки, под погрузку", следующих на станции Республики Казахстан через пограничные переходы и морские порты Республики Казахстан – в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза в 2025 году", – проинформировали в Палате предпринимателей.

Как прокомментировал директор Департамента агропромышленного комплекса НПП "Атамекен" Еркен Наурзбеков, повышение тарифов КТЖ вкупе с предоставлением отдельным странам льготных тарифов для транзита через территорию РК аналогичной продукции приведет к удорожанию казахстанской продукции на рынках соседних стран и сделает ее еще более неконкурентоспособной.

По словам президента Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкара Ибрагимова, повышение тарифов на экспорт может привести к банкротству ряда маслозаводов Казахстана.

"Внутренний рынок Казахстана ограничен. Поэтому мы в большей степени отгружаем свою продукцию в экспортном направлении и конкурируем с поставщиками из РФ. Одним из показателей конкурентоспособности является стоимость перевозки товаров железнодорожным транспортом. Соответственно, если в связи с повышением ценового предела по тарифам на услуги МЖС будет повышаться стоимость перевозки грузов в экспортном направлении, причем необоснованно, мы просто выйдем с рынка. Маслозаводы будут вынуждены остановить свою работу. Если учитывать низкий спрос на внутреннем рынке масложировой продукции, то большая часть перерабатывающих предприятий станут банкротами", - пояснил глава НАПМК.

По мнению участников рынка, реформирование КТЖ затянулось, конкуренция в этом секторе слабая. Транзит – в приоритете. Транзитный тариф не разделен на инфраструктурную (МЖС) и перевозочную составляющие, поэтому отсутствует понимание, какие объемы доходов от транзита получит инфраструктура. Эксперты отмечают, что предложения АО "НК "КТЖ" по повышению ценовых пределов по тарифам на услуги МЖС дают право железной дороге использовать совершенно неприемлемый подход для получения дополнительных доходов в целях погашения долгов прошлых лет.

По итогам совещания участниками в лице отраслевых ассоциаций и представителей бизнеса было принято решение направить в адрес Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" позицию касательно планов АО "НК "КТЖ" по повышению ценовых пределов на услуги МЖС и расчеты удорожания экспорта товаров. После консолидации позиций и расчетов грузоотправителей НПП РК "Атамекен" планирует провести обсуждение соответствующего вопроса с участием Министерства транспорта РК, Министерства национальной экономики РК и Агентства по защите и развитию конкуренции.

yabloko
Gelendzhik
Asia 2024

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.