Иностранные инвесторы (в том числе из США и Европы), как стало известно "Российской газете", владеют в России около 1 млн. га сельхозземель, хотя де-юре они не имеют на это права. В США уже приняли закон, запрещающий российским юрлицам и другим "недругам" скупать сельхозугодья. Пора ужесточить контроль и в РФ, считают в Госдуме. Есть риск саботажа, а также нарушения севооборота со стороны иностранных владельцев сельхозземель, предупреждают эксперты.
Как утверждают опрошенные "РГ" участники и эксперты рынка, зарубежные инвесторы владеют как небольшими земельными массивами, так и сотнями тысяч га сельскохозяйственной земли. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет около 200 млн. га. По разным оценкам, площадь сельхозземель, находящихся в фактическом владении иностранных лиц, может достигать 1 млн. га. Причем географически это самые востребованные земли на юге России, в Центральном Черноземье, земли Поволжья, Сибири, а также Дальнего Востока.
Среди инвесторов - компании и частные лица из стран Европы (в том числе Франция, Германия, Великобритания, прибалтийские страны), США, стран Азии (в том числе Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Китай, Южная Корея).
"Российские законы запрещают иностранным лицам или российским обществам с долей иностранного участия в капитале более 50% владеть сельскохозяйственной землей на праве собственности. Землю они могут брать только в аренду", - пояснили "РГ" в адвокатском бюро "Казаков и партнеры" и компании Birch Legal.
Обычно иностранные инвесторы создают российские компании, которые приобретают земли в долгосрочную аренду, в собственность и организуют на них сельхозпроизводство: растениеводство, животноводство (земли используют для выращивания кормов), переработка выращенной на землях сельхозпродукции.
Сложилась практика, когда российские "внучки" иностранных компаний покупают сельхозземлю в собственность. А это уже не запрещено. Получается, что земля в собственности находится у российского общества, которое полностью контролируется иностранным лицом. Такой практике уже много лет, и суды признают ее законность.
"Ограничения на бумаге есть, но они легко обходятся иностранцами как из дружественных, так и недружественных стран", - подтверждает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
По его словам, компании заметают свой иностранный след, оформляя владение через специально регистрируемую в России компанию-прокладку, а то и не одну.
"Вероятно, региональные власти закрывали глаза на подобный креатив ради сакрального "инвестиционного климата", а сейчас им просто не до того", - говорит он.
По мнению представителя отрасли, главный риск такой практики - возможный саботаж иностранных владельцев сельхозземель, в том числе нарушение научно обоснованного севооборота, что может привести к необратимым последствиям.
"Мы уже сталкивались с опасной координацией иностранных компаний в такой критической сфере, как поставка семян, что стимулировало процесс их импортозамещения. В ситуации с товарным производством мы можем потерять значительную часть урожая. Назрела объективная необходимость доработки нормативных документов", - считает Зернин.
Проблема есть, признает председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин.
"Например, мы производим недостаточно семян кукурузы, 50% от потребности. И в то же время в Ставрополье стоит завод транснациональной компании Remington. На наших землях они выращивают семена кукурузы. На этом заводе их приводят в порядок. И потом продают их в другие страны. А что тогда остается нам?" - задается вопросом он.
По его мнению, такие заводы, если они принадлежат компаниям из недружественных стран, нужно переводить в юрисдикцию России и дальше либо разрывать договор аренды либо, если предприятие в собственности, национализировать его. Для этого, по большому счету, уже подготовлена правовая почва, есть Указ Президента "О временном управлении некоторым имуществом", в 2022 году первое чтение прошел законопроект, который предусматривает введение в принадлежащих "недружественным" странам компаниях внешней администрации.
По словам Кашина, Госдума в конце прошлого года приняла также три закона, которыми "наводится порядок" в сельхозземлях. В России много "бросовой" земли, которую "прихватили" банки и другие нечистоплотные люди, которые уже не живут в России, таких земель в стране порядка 35-36 млн. га. Необходимо их изымать и возвращать эти земли в оборот, говорит парламентарий. Кроме того, в феврале 2024 года группа депутатов Госдумы внесла законопроект, которым ограничиваются возможности региональных властей по переводу сельхозземель в иные категории, это предлагается делать только с согласия Минсельхоза. Это позволит предотвратить дальнейшее сокращение площади сельхозземель, с 1990 по 2022 год она уменьшилась в 1,6 раза (с 638 млн. га до 379 млн. га).
А КАК У НИХ?
Летом 2023 года сенат США принял поправки, которыми запрещается скупать сельхозугодия Китаю, России, Северной Корее и Ирану. Но и без обострения геополитической обстановки подавляющее большинство стран ограничивало права иностранцев во владении сельхозземлями. Ни одно европейское государство не закрепляет в своей Конституции равенство права собственности на землю своих и иностранных граждан, тем более иностранных организаций и лиц без гражданства, говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Казаков и партнеры" Дмитрий Казаков.
Фото: Getty Images.