Казахстан рискует потерять существующие рынки сбыта зерна. Объем экспорта казахстанской пшеницы в 2021/22 МГ оценивается на минимальном за последние 4 сезона уровне, тогда как переходящие запасы – на максимальном ввиду сокращения географии поставок зерна. Об этом в ходе выступления на «Asia Grains Oils Conferance in Qazaqstan», которая сегодня начала работу в Нур-Султане сказал генеральный директор ТОО «ВКЗ Агро», руководитель Комитета торговли Зернового Союза Казахстана Александр Малов. Об этом сообщает журнал "Аграрный сектор".
Организаторами «Asia Grains&Oils Conference in Qazaqstan» выступили компании: ИА «АПК-Информ», Expo Time, Inter Standart Consult.
По данным Зернового союза Казахстана, посевная площадь пшеницы в 2021/22 МГ составила 11,5 млн га. Валовой сбор –составил менее 12 млн тонн, в т.ч. мягкой пшеницы – 11,4 млн тонн.
По словам А.Малова, импорт пшеницы из России в Казахстан ожидается на уровне 1,4 млн тонн. Возможно, он будет чуть больше или меньше, что зависит от разных факторов, но текущая картина показывает, что с сентября в Казахстан ввозится порядка 100-150 тыс. тонн российского зерна.
«Общее предложение пшеницы в Казахстане в текущем сезоне составляет около 13,5 млн тонн, внутреннее потребление оценивается на уровне чуть менее 6 млн тонн. Экспорт муки и пшеницы в 2021/22 МГ может составить 6,3 млн тонн, что будет самым минимальным показателем за последние сезоны. Возможно, есть потенциал к увеличению отгрузок, ведь на конец года переходящие остатки ожидаются на самом высоком уровне – 1,3 млн тонн. Данные оценки объясняются тем, что Казахстан на сегодняшний день имеет не так много рынков сбыта, – пояснил эксперт.
А.Малов отметил, что основными рынками сбыта казахстанской пшеницы на сегодняшний день остались три страны – Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. Этих рынков хватит для реализации экспортного потенциала Казахстана в текущем сезоне, ведь средний экспорт в данные страны, включая муку, за последние 5 лет составляет около 6 млн тонн.
«Ситуация с Афганистаном после смены власти является непонятной. Но рынок потихоньку восстанавливается», – уточнил он.
При этом, как подчеркнул эксперт, с Китаем ситуация остается сложной. На сегодняшний день до сих пор более 2000 вагонов, остаются брошенными на границе с КНР.