В Алматы прошла ежегодная конференция Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов и Ассоциации национальных экспедиторов, собравшая ведущих игроков транспортно-логистической отрасли, представителей госструктур и бизнеса. Об этом передает пресс-служба Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».
В ходе выступления управляющий директор – директор Департамента логистики и перевозок НПП Жасулан Маралбаев подвел итоги работы Комитета логистики и перевозок Президиума НПП, отметив, что благодаря тесному взаимодействию с бизнесом удалось добиться отмены штрафов за простой транзитных вагонов, принятия Концепции развития железнодорожного транспорта до 2029 года, введения дифференциации сборов за хранение грузов на станциях назначения и отмены 10-кратного сбора за отцепку вагонов на ремонт и ее градация. Отмечается, что последние меры позволят бизнесу дополнительно сэкономить до 1,5 млрд тенге в год.
Однако проблем по-прежнему немало. Бизнес говорит:
• о непрозрачности доступа к перевозочным мощностям;
• затягивании внедрения Типового договора между перевозчиком и экспедитором;
• доминировании квазигосударственных структур;
• низком уровне контейнеризации;
• износе инфраструктуры и подвижного состава;
• о барьерах для привлечения частных инвестиций.
Также особое внимание было уделено необоснованным ограничениям в перевозочном процессе, налоговым спорам и проблемам цифровой безопасности — в частности, хищению кодов экспедиторов.
Кроме того, на конференции обсуждались перспективы реализации проектов по строительству участков «Достык – Мойынты», обводной линии Алматы, развитие контейнерного хаба в Актау, внедрение цифровых решений и повышение прозрачности регулирования. Участники акцентировали внимание на необходимости справедливых условий работы, обновления вагонного парка, упрощения взаимодействия с КТЖ и совершенствования корпоративного управления.
Значимая часть дискуссии была посвящена точечным проблемам отрасли. Как отметила генеральный директор КазАПО Салтанат Адамбаева, за один квартал тарифы на перевозки выросли в разы, включая порожний пробег, массовые грузы, локомотивную тягу и обязательные навигационные пломбы.
«Мы понимаем, что перевозка должна покрывать ее себестоимость, но сделать это одномоментно рискованно и возлагает непомерную нагрузку на грузоотправителя. Те же в свою очередь не успевают адаптироваться к новым условиям, где стоимость перевозки растет со всех сторон», — подчеркнула спикер.
По итогам мероприятия утвержден совместный с госорганами план работы на 2025 год, включающий меры по развитию инфраструктуры, цифровизации, повышению конкурентности отрасли и подготовке кадров.
Инфографика: НПП РК «Атамекен».