Казахстанский оператор вагонов АО «Астык Транс» проанализировал: способны ли разгрузочные ресурсы Китая сохранить экспортный рынок казахстанского ячменя?
Отмечая, что каждый год имеет свои особенности, казахстанский оператор подчеркивает значительное сокращение географии перевозок и увеличение нагрузок на уже существующие направления.
Как проинформировали в компании, высокие внутренние цены на ячмень и проблемы с платежами в разы сократили закуп казахстанской зерновой со стороны Ирана, который стал для страны основным покупателем.
Уточняется, что с начала сезона периодичность отправки ячменя в Исламскую Республику гораздо ниже предыдущих. Согласно таможенной статистике, экспорт ячменя в Иран в 2018 году составлял 1597 тыс. тонн, в 2019-м — 1438 тыс. тонн, за 9 месяцев 2020-го — всего 466,5 тыс. тонн.
Более того, в Астык-Трансе подчеркнули, что активизации перевозок в данном направлении не наблюдается, за исключением редких сообщений.
В то же время, в компании отметили, что появился спрос со стороны Китая. Так, за 9 месяцев 2020 года перевозки в зерновозах в Китай действительно выросли на 22%, а экспорт продукции — на 15%. За отчетный период хопперы, увеличив долю с 8% в 2019 году до 21% в текущем, перевезли в три раза больше зерна в направлении КНР.
Что касается ячменя, то за 9 месяцев 2019-го в КНР экспортировано 13,4 тыс. тонн, в 2020-м — уже 107,7 тыс. тонн (рост в 8 раз). Для сравнения: спрос со стороны Ирана —1 500 тыс. тонн ячменя.
Однако, как прокомментиривали в компании, несмотря на положительную динамику, казахстанский рынок рискует лишиться экспорта почти миллиона тонн ячменя, так как «разгрузочные ресурсы Китая достаточно ограничены, и повлиять на этот процесс Казахстан не может».