Формирование цифровых коридоров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволит минимум в 10 раз увеличить долю России и стран-участниц объединения в перевозках грузов между Китаем и Европой, рассказали «Российской газете» в ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). Одним из совместных логистических проектов станет «Евразийский агроэкспресс» для доставки сельхозпродукции.
Как было отмечено, единый транспортный коридор из Европы в Азию с упрощенными административными процедурами провоза грузов через границы выгоден всем участникам проекта.
«Для реализации задачи необходимо двигаться от цифровой трансформации логистики на национальном уровне к межгосударственному в масштабах ЕАЭС, а затем к интеграции с китайской национальной логистической платформой LOGINK и европейской FENIX», — считают в ассоциации ЦТЛ.
Эксперты пояснили: оцифровывать грузоперевозки предполагается за счет внедрения электронных перевозочных документов. В разработанной Минтрансом и утвержденной правительством России отраслевой стратегии цифровой трансформации уже с 2022 года предусмотрена оцифровка документов на грузовом автотранспорте. В ближайшей перспективе это позволит автоперевозки интегрировать с другими видами транспорта, а затем перейти к сквозному обмену юридически значимыми данными на уровне ЕАЭС.
Также на евразийском пространстве будет дальше развиваться система отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб и интеграция с национальными операторами пломбирования. Будут развернуты сервисы электронного бронирования очереди на автомобильных пунктах пропуска.
На следующем этапе по транспортному коридору ЕАЭС запустят беспилотные грузоперевозки. В России внутренний логистический коридор Минтранс совместно с разработчиками технологий, автопроизводителями, перевозчиками и грузоотправителями уже создают на трассе М-11 «Нева». Здесь планируется запустить в тестовом режиме беспилотники уже в следующем году. Полностью автономное движение по автодороге должно начаться в 2024 году.
Частью евразийского цифрового транспортного коридора также станет будущая трасса М-12 Москва - Казань, которую планируется построить к 2024 году. Как отмечал ранее замминистра транспорта Кирилл Богданов, беспилотные грузоперевозки здесь планируется запустить не позднее 2025 года.
«Пока в транспортном сообщении между странами ЕАЭС запустят «Евразийский агроэкспресс». Проект летом этого года презентовала компания «РЖД Логистика. Для интегрированного управления проектом создана автономная некоммерческая организация «Евразийская Агрологистика». Ее участниками уже стали «РЖД Логистика», «Славтранс-Сервис» (РФ), «Бремино групп» (Беларусь), KTZ Express (Казахстан)», — проинформировали в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), добавив, что экспресс будут дозагружать товарами Беларусь и Казахстан.
Как отметили в «РЖД Логистика», после запуска проекта можно будет доставлять сельскохозяйственную продукцию и замороженную продукцию из России, Казахстана и Беларуси в Китай и Узбекистан за 14 дней по тарифной ставке, конкурентной морской перевозке.