Фон сайта

Не разоряйте почву

Что сегодня происходит с почвами Казахстана? Насколько изменилось в них содержание основных питательных веществ за последние годы? Планирует ли государство ужесточать требования к эффективности их использования? На эти и другие вопросы в интервью нашему журналу ответил директор ГУ «Республиканский научно-методический центр Агрохимической службы» Агентства РК по управлению земельными ресурсами Ерболат Базильжанов.

 

 

 Плодородие должно быть под контролем 

- Ерболат Карипжанович, расскажите вкратце о госучреждении, которым вы руководите, об основных его целях и задачах.

- Республиканский научно-методический центр Агрохимической службы был создан постановлением Правительства в 2003 году. До недавнего времени наше госучреждение находилось в ведении Министерства сельского хозяйства, а в 2010 году было передано в ведение Агентства по управлению земельными ресурсами.

Мы проводим комплексные агрохимические обследования и мониторинг агроэкологического состояния почв, разрабатываем нормативно-техническую документацию, технические условия, инструкции и рекомендации по агрохимическому обеспечению сельского хозяйства. Мы реализуем государственную политику в области химизации земледелия, обеспечения агрохимического обслуживания сельского хозяйства, контролируем состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Кроме этого, следим за соблюдением правил, стандартов, норм, регламентов при проведении агрохимических мероприятий, контролируем качество агрохимикатов, в частности, стимуляторов роста и минеральных удобрений.

- А что, минеральные удобрения могут быть некачественными?

- Дело в том, что минеральные удобрения, которые завозятся из-за рубежа, на качество практически никто не проверяет. Конечно, существуют различные технические условия, технический регламент, которым эти удобрения должны соответствовать. Но так ли это на самом деле – вопрос открытый. Заниматься этим, и призвано наше госучреждение. К тому же минеральные удобрения могут содержать, помимо полезных веществ и макроэлементов (азот, фосфор, калий), также и вредные. Радиационный фон некоторых минеральных удобрений может превышать норму. К примеру, Испаткармет в качестве отхода в результате переработки получает сульфат аммония. Земледельцы используют его как удобрение на рисовых полях. А какова его токсичность, вредность – эти вопросы не изучены и должны быть тщательно исследованы.

- Как вы планируете изучать качество удобрений и стимуляторов роста?

- Мы будем закладывать опыты на территории хозяйств в различных почвенных зонах республики, и проверять их эффективность. Если проверяются стимуляторы роста, то будет изучаться, реально ли они стимулируют рост растений. В перспективе, если мы перейдем на хозяйственное ведение, то планируем заключать договора с земледельцами на анализ эффективности применяемых агрохимикатов.

- В двух словах, какова структура вашего учреждения и как оно работает?

- У нас четыре отдела, шесть лабораторий, четыре региональных филиала. Штатная численность составляет сто пятьдесят человек. Если говорить об оснащенности оборудованием, то всеми необходимыми приборами, соответствующими международным стандартам для проведения различных видов анализа, мы обеспечены. Сотрудниками освоены современные методы исследования, хотя сейчас мы и испытываем дефицит квалифицированных кадров.

- Насколько широко сегодня проводится обследование почв?

- Сегодня, согласно выделенным средствам, в некоторых областях завершен первый тур почвенного обследования. К примеру, в Западно-Казахстанской области. В Кызылординской области обследовано 92%  почв, в Актюбинской области – 98%, а в Жамбылской пока только 50%, ВКО – 54%, Акмолинской – 66%. Агентством по управлению земельными ресурсами принимаются меры по подключению к этой работе и РГП «НПЦЗем». Так что, думаю, необходимый объем обследования пашни будет проведен.

- Насколько доступны для аграриев ваши услуги?

- Сейчас госучреждение полностью финансируется из республиканского бюджета. Существует плановое агрохимическое обследование, один тур которого покрывает всю пашню республики. Период обследования в идеале должен составлять на богаре 7, на орошении – 5 лет. Сейчас из-за недостаточного финансирования этот период несколько увеличен. Но думаю, что средства из бюджета на более масштабные обследования почв будут выделены в ближайшие годы. Считаю, что обследование почв должно быть монополией государства, а  земля и показатели ее использования полностью находиться под его контролем. Безусловно, земледельцы пользуются землей, но государство должно контролировать, смотреть за тем, как они это делают. В противном случае завтра потребуется гораздо больше средств на восстановление деградированных земель, нежели сейчас тратится на контроль за их использование. В настоящее время в Правительстве и Парламенте рассматриваются Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Если этот документ будет принят, то, соответственно, будет рассматриваться вопрос об изъятии земли у тех лиц, которые нерационально ее используют. Там, где хорошие земли, найдутся и хорошие хозяева, которые смогут их возделывать более эффективно. И самое главное, не причинять почве ущерба.

 Допустил нарушения – отдай землю 

- Не получится ли так, что под видом борьбы с нарушениями использования почвы, будет происходить перераспределение земли от одних неэффективных собственников или арендаторов к другим?

- Главная задача – не допустить существенного снижения плодородия почв. Мы считаем, что должны быть разработаны четкие критерии, дающие основания изъять почву у неэффективного собственника или арендатора. Среди них следующие: снижение в пахотном слое (0-20 см) содержания общего гумуса более чем на 5% , подвижного фосфора, обменного калия и легкогидролизуемого азота – более чем на 20%, уменьшение в результате эрозии мощности гумусового горизонта более чем на 5см. Сельхозтоваропроизводитель, допустивший такие нарушения, не должен иметь право дальше хозяйствовать. Иначе, он просто доведет почву «до ручки». Роль нашего госучреждения – установить, насколько эффективно или неэффективно используется пашня. Если эти показатели будут приняты как нормы, естественно, мы сами изымать ничего не будем, а будем готовить предложения, затем Агентство вместе с акиматами будет принимать необходимые меры.

Есть еще один критерий – снижение уровня урожайности культур более чем на 15% в сравнении со средними районными показателями. Примеров тут сколь угодно много: поле одного хозяйства в отличном состоянии, а через дорогу поле другого – в сорняках и с проявлением отрицательных показателей. В итоге семена сорняков попадают на чистые соседние поля и становятся проблемой уже для эффективного хозяина. Хочу сказать, что эти предложения были разработаны еще тогда, когда наш центр находился в ведении Министерства сельского хозяйства.

- Возникает вопрос, как поставлена работа агрохимслужб в странах СНГ?

- Агрохимслужба, в полном смысле этого слова существует в России, Украине, Беларуси. Следует отметить, что все ведущие мировые зерновые державы уделяют большое внимание агрохимическому обслуживанию. У нас агрохимслужба сейчас возрождается, но очень многое предстоит сделать, чтобы восстановить необходимый уровень. Понимаю, что есть научные аспекты плодородия. Такими вопросами занимается Институт  почвоведения и агрохимии.

- Какие анализы вы можете проводить помимо агрохимических?

- Мы можем выполнять анализ растениеводческой продукции, полный зоотехнический анализ кормов и кормовых добавок, также определяем качество сельскохозяйственной продукции.

- Давайте поговорим о почве. Что сейчас с ней происходит?

- Надо сказать, что содержание гумуса и питательных веществ в целом снизилось в сравнении с 80-ми годами. К примеру, в Акмолинской области, почв с высоким содержанием гумуса очень мало, около 2%, со средним – около 50%. Все остальные почвы имеют низкое содержание.

Практически только крупные хозяйства применяют удобрения. Например, в 2009 году в Акмолинской области внесено не более 2 кг удобрений на один гектар в физическом весе. Это очень мало. А как может расти урожайность, если происходит постоянный вынос питательных веществ без их восстановления.

- Государство выделяет средства на удешевление приобретения минеральных удобрений вдвое, т.е. оплачивает половину стоимости. Тем не менее, они далеко не полностью осваиваются. Что делать?

- Необходимо провести большую работу по разъяснению аграриям необходимости применения удобрений. Что сегодня в первую очередь приобретет земледелец? Возьмет семена. Во вторую – ГСМ. В третью – технику, потому что без этого он не сможет работать. А затем что нужно? Ему нужны пестициды, чтобы бороться с сорняками и вредителями. А на удобрения – даже субсидированные – денег не остается, и они приобретаются по остаточному принципу: если хватит средств. А их не хватает. Вопрос экономической состоятельности любого хозяйства не лежит на поверхности, он глубже. Существует закон земледелия, согласно которому один фактор жизнедеятельности растений не может заменить другой. Если вывели сорта высокоурожайные, устойчивые к вредителям и болезням, то они не обеспечены нормальным питанием, весь эффект от такого сорта сойдет на нет.

- Расскажите в двух словах о вашей трудовой биографии.

- Закончил Казахский сельскохозяйственный институт в 1985 году по специальности ученый агроном. Затем поступил в аспирантуру на кафедру агрохимии. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Агрохимия». В 1993-м получил ученое звание доцента, уже работая на кафедре растениеводства в этом же вузе. Был начальником научной части. Затем переехал работать в Астану. Преподавал в Агротехническом университете. Затем был приглашен в Министерство сельского хозяйства, директором департамента земледелия. Работал начальником управления агротехнологической политики, замдиректора департамента земледелия, руководителем аппарата АО «Казагроинновация». Поработал и в частных структурах. В феврале 2010 года был приглашен на должность директора Республиканского научно-методического центра Агрохимической службы.

В данный момент вместе с коллективом стараемся привести службу в соответствие с требованиями времени. Как говорится в Послании Президента РК Н.Назарбаева: «Никто не должен стоять в стороне, потому что только так мы обеспечим новый экономический подъем Казахстана». Поэтому наш коллектив вносит свой посильный вклад в сохранение плодородия почвы – основного достояния Республики, тем самым, принимая непосредственное участие в обеспечении продовольственной безопасности страны. 

Agritek
Agros

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.