«Аграрный сектор» №2(48) за июнь – июль 2021
Были такие времена, когда любой человек, связанный с авиацией, нес на себе отблески этой героической профессии. Небо, полеты, риск, отвага. Эти понятия вместе с крылышками в петлицах или на форменной фуражке сразу выделяли авиатора из общей массы. Сегодня хочу рассказать о людях этой прекрасной профессии – авиаторах.
Под крыльями – совхозные поля
Одним из первых командиров Кустанайского авиапредприятия был Иван Александрович Мудров, боевой летчик, прошедший всю войну. Уже уйдя на пенсию, он до семидесяти лет каждый год проходил медкомиссию и оформлял допуск на полеты. Но летал уже его сын Владимир, бортмехаником, а затем и бортинженером воздушного судна.
И. А. Мудров
На командном мостике Мудрова сменил Александр Владимирович Ламанов, глава целой летной династии. Это его сын, Андрей Ламанов, в 2010 году посадил аварийный самолет Ту-154 на заброшенном таежном аэродроме, за что был удостоен звания Героя России.
Второй слева – командир воздушного судна Александр Владимирович Ламанов
Был на предприятии и свой Герой Соцтруда, Иван Яковлевич Гирин, удостоенный этого звания за «проявленную трудовую доблесть». В те годы, которые мы иногда с усмешкой называем временами развитого социализма, на эту доблесть был спрос в обществе. Работы было много, летали днем и ночью, в любую погоду. Рейсы были во все уголки большой страны, от Минеральных Вод и до Кишинева и Ленинграда. По ежедневному рейсу 510 Алма-Ата – Кустанай – Москва можно было сверять часы.
Кустанайский аэропорт. Перед вылетом на авиахимработы
Само собой, летали практически в любой областной центр Казахстана. Многие райцентры и города области были связаны с Кустанаем регулярными авиарейсами, которые выполняли АН-2, трудяги-кукурузники. Камышное, Джетыгара, Карасу, Октябрьское. Прихватывали даже соседние российские районы Курганской и Челябинской областей.
Но эти крылатые работяги не только пассажиров возили, но и выручали в самых неожиданных ситуациях. Сейчас трудно представить, но в начале семидесятых годов на юге Кустанайской области было очень много сайгаков. Миллионные стада кочевали по степи, периодически забредая на совхозные поля. Надо ли говорить, какие убытки терпели хозяйства от таких набегов?Совхоз «Буревестник» Наурзумского района со своими гигантскими посевными площадями особенно страдал от этих потрав. Сто тысяч гектаров ежегодно засевали в совхозе, и каждое лето часть полей вытаптывали степные антилопы. Легендарный директор совхоза Н. Г. Козлов даже выставлял на рубежах своих угодий сторожей с ружьями, которые выстрелами отгоняли подошедшие стада. Но урон от сайгачьих набегов был велик, а стада их казались неиссякаемыми. И тогда на уровне области решили проредить поголовье и попутно накормить дешевым мясом жителей городов.
Пилоты Геннадий Дербуш и Александр Довбня
В Наурзумский район доставили вагончики для охотников, холодильное оборудование, с помощью охотобщества набрали любителей пострелять. Охотой это было трудно назвать, стреляли с КамАЗов, тушки свозили к холодильникам, где их свежевали, разделывали и грузили в самолеты. АН-2 регулярно доставляли их в Кустанай, и в любом гастрономе можно было купить недорогое диетическое мясо. Цена была ниже говяжьей, 90 копеек за кило. Хозяйки вначале кривились, а затем распробовали, стали охотно разбирать. И даже ходили слухи, что это мясо экспортировали за рубеж, где оно тоже пользовалось повышенным спросом.
Но скоро поголовье сайгаков пошло на убыль, охоту на них запретили, и теперь только старожилы могут вспомнить вкуснейшие шашлыки из сайгачьего мяса.
А для АН-2 нашлось другое дело, и тоже на юге области. Тут следует отметить, что работа на полях была привычной для АН-2, не зря же их называли кукурузниками. Каждое лето они участвовали в химпрополках посевов. Не раз, бывало, приглашали их поработать и в другие районы страны. В Курганскую область, в Волгоградскую и даже в Узбекистан, на дефолиацию хлопчатника.
Теплая встреча в Узбекистане
Но однажды пришлось поработать, спасая поголовье скота на юге нашей области. Неурожайный 1972 год принес такую засуху, что на полях убирать было практически нечего. Еще хуже сложилось положение в животноводстве. Сена в достатке запасти не удавалось, школьники, пенсионеры, домохозяйки выходили собирать веточный корм. Иначе говоря, ветки берез, которые кормом можно было считать условно. Вручную выкашивали поймы рек, берега озер, везли из российских областей солому. Очень помогли совхозы Башкирии, где засуха не была столь жестокой.
В общем, кормов наготовили, но тут пришла другая беда. Словно компенсируя летнее безводье, зима выдалась снежной, с ветрами и буранами, которые запечатали все дороги. Часть хозяйств оказалась отрезанной от мира, да еще и без кормов. И опять на подмогу пришли работяги АН-2. В Семиозерное (ныне Аулиеколь) на полевой аэродром свозили запасы тюкованного сена для бедствующих совхозов. Из самолетов убирали пассажирские сиденья и на свободное место грузили тюки сена. Столько, сколько мог поднять самолет.
Кукурузник взлетал, и пилот брал курс на юг. В полетном задании были конкретные совхозы, которые в снежной белизне отыскать было непросто. Но отыскивали, места были знакомые, пилоты здесь же обрабатывали посевы, возили пассажиров. Найдя заметенный снегом домик чабана, пилот снижал самолет, чтобы привлечь внимание на земле. И потом его помощник скидывал прямо в сугробы тюки с сеном.
Трудно сказать, насколько эффективен был такой способ доставки кормов. Скорее всего, не очень, надежнее было бы, конечно, пробить дорогу и подвезти сено машинами. Но все дороги быстро не почистишь, а кормов было в обрез.
Конечно же, очень активно в те годы работала санитарная авиация, немало больных из отдаленных районов было спасено с помощью все тех же воздушных работяг.
На таких самолетах доставляли чабанам сено, а санитарная авиация работала в любую погоду
Были и довольно необычные предложения по использованию самолетов. Случился как-то год, когда над областью с начала мая зарядили дожди, когда пора уже было технике выходить в поля. Но не выйдешь: дождь лил две недели с небольшими перерывами. Трактора вязнут в поле, сеялки забиваются грязью. Полевые работы надолго остановились. На областном агросовещании прозвучало предложение сеять... с самолетов. Наши авиаторы, мол, давно работают над полями, какая им разница, гербициды распылять или зерно сеять? Лучше так посеять, чем никак, ведь наши деды и прадеды вообще обходились лукошком. Но предложение было отвергнуто как авантюрное, а тут и погода наладилась. И посеяли, хоть и с опозданием, но без самолетов.
P.S.
Истории эти мне рассказали ветеран авиапредприятия Владимир Петрович Карпиков и Александр Иванович Афонин, один из стрелков, с которым после той «охоты» мне довелось работать в одной редакции.
Владимир Моторико.
Фото Василия Середенко и из архива автора
Свежий номер журнала можно приобрести в редакции по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 18, офис 201, тел. раб. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046, а также на сельскохозяйственных выставках, о которых мы сообщим дополнительно.
В Костанае журнал реализуется в киосках газеты «Твой шанс».
Заявки на подписку принимаются по тел. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046.
Подписку можно оформить в редакции и на сайте журнала www.agrosektor.kz, в разделе «Подписка».
Российским читателям обращаться по подписке в представительство в г. Краснодаре к менеджеру по России и странам Восточной Европы Наталье Махниной. Тел. моб. 8-905-404-25-28, e-mail: agrokurgan@yandex.ru.