С какими итогами земледельцы республики завершают текущий календарный год? Как идет экспорт зерна? Насколько изменится система субсидирования в будущем году? Будет ли ужесточен спрос за необрабатываемые земли? Эти и другие вопросы мы постарались выяснить, встретившись с директором департамента развития земледелия и фитосанитарной безопасности МСХ РК Анной Буць.
– Анна Александровна, какой главный урок преподнес аграриям уходящий острозасушливый год?
– Страна в условиях жесточайшей засухи собрала средний урожай зерна только благодаря соблюдению агротехнологий, внедрению влагоресурсосберегающих технологий. Если бы они не соблюдались, если бы не применялись отработанные годами элементы традиционных технологий, позволяющие сохранить влагу в почве, мы были бы с гораздо меньшим урожаем. Уровень урожая определило соблюдение всех элементов агротехнологий, качество и своевременность работ.
Неважно, паровое это было поле, или непаровое, по нулевой технологии выращивалась культура, или по традиционной – там, где растениям были максимально обеспечены условия роста и развития, там и получили более высокий урожай.
Во всем должен быть здравый смысл и плодосмен, как говорит академик Мехлис Сулейменов.
В целом сбор зерна в этом году, по предварительным данным акиматов, составляет 13,9 млн. тонн. Окончательные цифры даст статистика к концу декабря.
– Как изменились площади, на которых применялись влагоресурсосберегающие технологии?
– Применение влагоресурсосберегающих технологий по сравнению с прошлым годом возросло с 10,3 до 11,2 млн. гектаров. Почти в 2 раза – с 4,2 до 7,7 тыс. га – увеличились площади под капельным орошением.
– Сколько в этом году было посеяно зерновых?
– Зерновые и зернобобовые были посеяны на площади 16626 тыс. га, что на 583 тыс. га меньше прошлого года. Пшеница яровая занимала площадь 13757 тыс. га, что меньше прошлогодних показателей на 532 тыс. га.
– Какие изменения претерпела структура посевных площадей?
– Очень существенно выросли площади возделывания масличных – до 1,7 млн. га, что на 48% больше в сравнении с прошлым годом. Это очень хорошая динамика в целом по республике. Другой вопрос, что площади масличных растут и в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, где их доля в севообороте превышает 15%. Это может отрицательно сказаться на эффективности севооборота.
– А каков предел насыщения масличными для севера республики?
– На севере допустимо увеличение доли масличных до 8%, но от этой цифры мы еще далеки. Так, доля масличных культур в структуре посевов в Акмолинской области составляет 2,7%, Костанайской – 3,1%, Северо-Казахстанской – 9,4%, в среднем по указанным областям – 5%.
Тем не менее в последние годы очень быстро растут площади под рапсом, подсолнечником и льном. Один яркий пример – площади подо льном в этом году выросли в республике с 58 до 230 тыс. га, то есть почти в 4 раза.
– Как Вы считаете, в последующие годы также будет наблюдаться рост площадей под масличными?
– Думаю, что да. В свое время мы изучали перспективные возможности сельхозпроизводства республики, и было установлено, что площади только под рапс можно увеличить до одного миллиона гектаров. И нам здесь есть куда расти.
– Каков прогноз производства других сельхозкультур?
– По прогнозным данным в текущем году выше уровня прошлого года произведено овощебахчевых, плодово-ягодных культур и винограда, валовый сбор которых составит, соответственно, порядка 3400, 190 и 63 тысячи тонн.
– Как в текущем году идет экспорт зерна?
– Возможности Казахстана позволяют поставить на экспорт около 7 млн. тонн зерна. С 1 января 2010 года Казахстан экспортировал 8,3 млн. тонн зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте, а с 1 июля, т.е. с начала маркетингового года, – 3,7 млн. тонн. Это данные на 10 декабря.
– Насколько активно идут отгрузки зерна в текущем году в сравнении с прошлым?
– Активные отгрузки шли с начала календарного года, затем этот процесс замедлился. И снова начал набирать обороты с начала маркетингового года в июле. Пик экспорта пришелся на октябрь, когда было отгружено более 800 тысяч тонн зерна, с учетом муки. А в ноябре и сейчас, в декабре, наблюдается спад.
– Какой объем зерна на экспорт может еще поставить Казахстан до следующего урожая?
– Потенциал – около 3,3 млн. тонн.
– В СМИ была информация, что россияне просили руководство нашей республики зарезервировать для России определенное количество зерна…
– Были обращения о закупе казахстанского зерна. Сейчас мы поставляем в Россию зерно в рамках заключенных ранее контрактов. Но эти объемы небольшие.
– Не могу не затронуть другой важный вопрос – будут ли изменения в схеме субсидирования?
– Будут. И главное изменение – все субсидирование в растениеводстве, кроме семеноводства, передается на местный уровень. Трансферты республиканского бюджета на удешевление стоимости удобрений, гербицидов, субсидирование затрат на производство 1 га приоритетных сельхозкультур, на закладку садов и виноградников, экспертизу качества хлопка – все это передано на места. За Минсельхозом осталось только удешевление стоимости элитных семян, затрат на производство оригинальных семян и закладку маточников плодовых культур.
– Как будет работать новая схема?
– Все те суммы, которые были запланированы в бюджете на 2011-2012 годы, Минсельхоз передает регионам. Если раньше деньги вначале поступали в Минсельхоз, а затем в области, то сейчас все они сразу поступят в местные бюджеты. Акиматы после утверждения решением маслихата будут распределять субсидии в рамках правил, утверждаемых Правительством. Сейчас мы проекты новых правил субсидирования направили на согласование в госорганы – Минфин, Минэкономики и Минюст. До этого мы их направляли акиматам для согласования и учета их замечаний. Теперь в компетенцию областного акима будет входить установление размера субсидий по согласованию с Минсельхозом
– Кто будет ставить окончательную точку в вопросах размера субсидий – акимат или Минсельхоз?
– Если, например, акимат области докажет, что, к примеру, в Кызылорде основную сумму субсидий необходимо направить на рис, а не на пшеницу, то Минсельхоз, рассмотрев эти доводы, будет принимать решение по этому вопросу. И это решение будет согласованным. В пределах той суммы, которая выделена на область, областной акимат будет принимать решение, на субсидирование каких приоритетных культур направить эти средства.
– В текущем году в ряде областей возникла ситуация, когда средства, выделенные на субсидирование гербицидов, были полностью освоены. А субсидии на покупку удобрений, напротив, оказались недоосвоенными. Областные акиматы теперь смогут их перераспределять внутри региона?
– В этой связи субсидирование гербицидов и удобрений объединено в одну бюджетную программу. Как вы знаете, сейчас субсидируются удобрения, которые произвели отечественные производители, либо удобрения, производство которых отсутствует в Казахстане и которые завезены в страну по перечню, установленному постановлением Правительства. Если удобрения приобретены у завода, то получает субсидию завод, а крестьяне получают удобрения уже с учетом удешевления. Если крестьяне сами приобрели удобрения на свободном рынке, то они оплачивают всю стоимость, а субсидию получают при предоставлении документов, подтверждающих приобретение этих удобрений.
Что касается гербицидов, то согласно законодательству удешевлению за счет средств государственного бюджета подлежат только гербициды, произведенные (формулированные) казахстанскими производителями.
– Как в текущем году регулировался вопрос приобретения элитных семян, и будут ли какие-либо изменения в этом вопросе?
– В 2010 году, чтобы обеспечить равные условия для хозяйств – поставщиков элитных семян, крестьянину было предоставлено право выбора. В итоге субсидия на приобретение элитных семян выплачивалась крестьянину после того, как он их приобрел и представил подтверждающие документы. А приобретать их он должен у аттестованного субъекта семеноводства. Это мировая практика. Таким образом, мы ушли от того, чтобы на рынке был диктат одного отдельно взятого опытного хозяйства. Но здесь были и свои нюансы. Раньше крестьянин приходил в опытное хозяйство и брал семена за 60% от их стоимости, поэтому он и шел покупать семена в это хозяйство. А теперь ему необходимо оплатить 100% стоимости у любого аттестованного хозяйства. Но при этом в правилах была оговорка – покупатель может приобрести семена за 50% стоимости, заключив договор с продавцом семян, а оставшуюся сумму оплатить до конца года.
– Нередко можно слышать, что хозяйствам не хватает элитных семян и семян высших репродукций. При этом ряд семеноводческих хозяйств выращивают пшеницу 1-2-3-й репродукции, но субсидию за это не получают. Это снижает их мотивацию заниматься размножением семян высоких репродукций, так как затраты на получение таких семян гораздо выше, чем на получение рядового зерна.
– Вопросы субсидий для таких хозяйств должны решаться в акиматах областей. Законом «О семеноводстве» установлена норма, позволяющая субсидировать из местных бюджетов репродукционные семена. И в ряде областей такая практика ведется. К примеру, в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. Если крестьянин купил 1, 2 или 3 репродукцию семян сорта, который зарегистрирован в Госреестре, допущенных к использованию, если местный бюджет выделил на эти цели деньги, то такие хозяйства могут получить эту субсидию.
– Сколько сегодня выделяется субсидий под кормовые культуры?
– 450 тенге на гектар. Но этого, конечно, мало. В отдельную строку были выделены кукуруза на силос и подсолнечник на силос. Всего же на субсидирование растениеводства было выделено 16 млрд. тенге.
– Какой уровень субсидирования приоритетных культур предполагается на 2011 год?
– 18,6 млрд. тенге.
– Регионы могут увеличить субсидии на то же зерно или кормовые, увеличив их, к примеру, в 2-3 раза?
– Сейчас области определяются с уровнем субсидирования. Но изыскать дополнительные деньги, помимо выделенных на субсидирование государством, достаточно сложно.
– Надо признать, что в отличие от масличных роста площадей под кормовые культуры в этом году не наблюдалось. В связи с принятием программы развития животноводства планируется ли увеличение субсидий на выращивание кормовых?
– Это надо делать. И думаю, регионы нас поддержат. Несмотря на то что в этом году посеяно на 10 тыс. га многолетних трав больше, чем в прошлом, ситуация здесь серьезно не изменилась. Думаю, что развитие крупнотоварного животноводчества, разведение скота молочного и мясного направления приведет к повышению интереса к возделыванию кормовых культур.
–Передача права распределять субсидии непосредственно в регионы не повлечет ослабление контроля за их использованием?
– Акимы областей – государственные люди. И в каждом регионе есть программа развития территорий, которая согласовывается со всеми госорганами и с Минсельхозом в первую очередь. На местах учитываются все аспекты возделывания той или иной культуры и приоритеты региона. А что касается контроля, то и сейчас в соответствии с бюджетным законодательством аким области несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, достижение результатов в соответствии с заключаемым между министром сельского хозяйства и акимом области соглашением.
– Куда потекут инвестиции государства в виде субсидий в ближайшие годы?
– Очевидно, на животноводство и сельхозпереработку, которые на современном этапе наиболее нуждаются в государственной поддержке. В частности, сейчас прорабатываются также вопросы господдержки восстановления и увеличения продуктивности пастбищ.
– Не секрет, что в регионах есть немало плодородных земель, которые по разным причинам не используются. В то же время есть хозяйства, которым земли не хватает. Они могли бы эту неиспользуемую землю обрабатывать и получать с нее урожай, но не имеют на нее прав. Причем эти неиспользуемые земли в аренде не только у бедных крестьян, которым не на что их обрабатывать, но и у далеко небедных людей, которые живут в городах, занимаются бизнесом и в село пока не рвутся… Как эта ситуация будет разрешаться?
– Сейчас вносятся изменения в Земельный кодекс в части ужесточения требований по использованию таких земель. Уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами будут разрабатываться и утверждаться в Правительстве правила рационального использования земель, где будут оговорены все эти моменты. Но хочу напомнить, что статья об изъятии земель в случае их неэффективного использования в Земельном кодексе есть, и она должна работать.