Меры государственной поддержки в растениеводстве Казахстана претерпят изменения или тезисы из выступления министра сельского хозяйства Казахстана Асылжана Мамытбекова на семинаре «Диалог по вопросам агропродовольственной политики в отношении зернового, мясомолочного и плодовоовощного секторов АПК Казахстана», 8 июля 2011 г.
В настоящее время уровень субсидирования зерна составляет примерно 3 доллара на 1 гектар. При этом, субсидии крестьянам поступают уже после того, как хозяйства провели свои основные весенне-полевые работы. И в нужный момент эти деньги они не могут получить. Во-вторых, полученные средства не играют никакой роли в общей сумме затрат. В соответствии с технологией хозяйство на 1 га пашни затрачивает около 100 долларов. А субсидии компенсируют эти затраты всего на 2-3% в зависимости от уровня технологии, оснащенности, использования удобрений и гербицидов. В итоге эти 2-3% не делают никакой погоды. В настоящее время Минсельхоз пересматривает подходы к системе господдержки с целью более эффективного использования средств, выделяемых сельскому хозяйству.
Но при этом аграрии сталкиваются с такими двумя большими проблемами: первая – труднодоступность кредитных средств. Залоги, которыми обладают крестьяне, не принимаются банками. И даже Нацхолдинг КазАгро, имеющий короткие кредиты, должен весной заемные средства брать, а осенью их возвращать.
Вторая проблема – цены на сельхозпродукцию очень сильно варьируют. Прошлый год показал, что за полгода цена на зерно изменилась от 80 долларов за тонну до 350 долларов. Эти изменения не идут на пользу, так как в годы, когда цены низкие, крестьянин продает себе в убыток, а в благоприятные годы, когда цены высокие, у него, как правило, низкий урожай - цены поднимаются из-за того, что производство падает. Продавцы техники, удобрений и гербицидов в годы с большим урожаем поднимают цены на свою продукцию, и затем их не снижают, когда цена на зерно падает. От этого «задирается» планка расходов у аграриев.
Третья проблема – это то, что меры господдержки никак не стимулируют ни обновление техники, ни обновление технологии. В то же время эти 2-3 доллара субсидий в целом по стране выливаются в миллиарды тенге. Только в зерновом производстве государство каждый год тратит 8 млрд. тенге. При этом мы не получаем никакого результата. Есть еще ряд продуктов, на которые субсидии также не влияют. В общем итоге набирается до 10-15 млрд. тенге, которые можно было бы потратить совсем по-другому. Если мы будем решать эти три задачи – доступность кредитов, обеспечение минимальной гарантированной цены и дать возможность обновления техники по льготным ставкам, тогда это было бы гораздо выгоднее для товаропроизводителей и в целом для общества. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность изменения системы субсидирования. Конечно, мы будем это согласовывать с соответствующими инстанциями, госструктурами, с правительством. Есть понимание, что просто так давать деньги, которые не дают эффекта, нет смысла. Это не поддерживается бизнесом. Для фермера будет выгоднее, если ему дать минимальную закупочную цену, чем те существующие меры господдержки, которые ни на что не влияют...
По вопросам ветеринарии. Грядут изменения в Законе «О ветеринарии» и в целом ряде других законов. По сути, будет проведена ветеринарная реформа. Мы возвращаемся к старой системе, и будут созданы государственные ветеринарные станции, которые будут обслуживать каждый сельский округ и район в пределах каждой области. Мы должны строить нормальную ветеринарную безопасность и уже потом закупать скот и т.д.
По переработке и хранению произведенной продукции есть также большие проблемы, над которыми мы должны работать. Например, по плодовоовощной продукции в целом объем производства и потребления по году сбалансирован, расхождения только по сезонности. Когда идет сбор урожая, наблюдается перепроизводство, продукция портится, переработка не скупает урожай, все это не стимулирует производство. В весенне-осенне-зимний период начинается скачок цен, от которого выигрывает, к сожалению, не производитель, а перекупщик продукции.
Есть проблемы логистики, учитывая большую территорию Казахстана, разные климатические зоны. Одна продукция производится в одном регионе, потребление и дефицит наблюдается в другом. Конечно же необходимо уделять внимание и на эти вещи, которые в структуре ценообразования имеют очень большую долю – транспортные расходы, расходы на хранение. Они бы позволили стабилизировать ситуацию на плодовоовощном рынке. Для этого есть программа строительства логистических центров, овощехранилищ, есть программа на уровне социально-предпринимательских корпораций, обеспечение их необходимыми транспортными средствами для перевозки. Например, в ЮКО СПК «Онтустик» закупало рефрижераторы, которые очень хорошо выполняют свою функцию.
По развитию животноводства. Чтобы шло правильное воспроизводство, необходимо, чтобы использовались племенные быки. Чтобы стимулировать этот процесс, все субсидии выстроены так, чтобы хозяйство получало субсидию только в том случае, когда у него будет в стаде работать племенной бык. В этом случае фермер получит соответствующую субсидию – 8 тысяч тенге за одну голову для содержания, и 4,5 тысячи для возмещения затрат на корма.
Необходимо, чтобы этот бык время от времени менялся. Фермер будет пасти свои 50 коров с 2 плембыками, без загонов. Через 2 года быки будут меняться, чтоб не было близкородственного скрещивания. Главное, чтобы бык был племенной.
Важный вопрос – обеспечение скота водой на пастбищах. Чтобы восстановить один колодец, необходимо около 5 тыс. долларов – это 750 тыс. тенге. Чтобы установить ветроустановку или установку солнечной энергии – надо 8-10 тыс. долларов. Около 2 млн. тенге или около 15 тыс. долл. достаточно, чтобы сделать этот источник воды пригодным для водопоя и обеспечить электричеством на отдаленных пастбищах.
В ближайшее время необходимо задействовать около 10 млн. га пастбищ. Там должны быть расположены около 1 тыс. колодцев. На эти цели необходимо около 2 млрд. тенге.
Через акима сельского округа будет проводиться программа по субсидированию содержания быков. Он через структуру КазАгро будет реализовываться программа по предоставлению быков в лизинг – без залога, без первоначального взноса. Фермер в ауле может взять быков в лизинг в необходимом количестве, которое будет обеспечивать потребность стада. И через программу содержания быков этот фермер будет пасти скот, который есть у населения аула. В настоящее время люди платят пастуху 100 тенге за 1 корову в месяц в среднем - это на юге Казахстана. Выходит 20 тысяч тенге в месяц – этого мало. Молодежь идти не хочет на эту работу. Наблюдается дефицит пастухов. Эта программа позволит увеличить зарплату пастуху и дать возможность содержать быков. Они работают в стаде всего 1 месяц, а остальное время их надо содержать. А это требует немалого труда, их надо кормить. Поэтому в ауле за них никто не берется. Государство идет на то, чтобы простимулировать этот процесс и таким образом, будет задействовано все стадо, которое имеется в личных подворьях. В итоге мы не будем работать лишь только над улучшением тех 17% скота в организованных хозяйствах, а вовлекаем в этот процесс и скот, находящийся в личных подворьях, доля которого в республике составляет 85-87% от общей численности. Мы готовы обеспечивать фермеров, которые будут содержать этих быков, моторизованной техникой, тракторами, прицепами на колесах и т.д.
Использовать европейскую технологию и держать в загоне животных для нас будет очень дорого. И это мясо будет для нас золотым - его никто покупать не будет. Отгонное животноводство позволяет получать отличного качества мясо, экологически чистое. При этом мы не используем гормональных стимуляторов, что делается в развитых странах Европы и Америки.
По ветеринарии. В Закон «О ветеринарии» и в целый ряд других законов будут внесены существенные изменения. По сути будет проведена ветеринарная реформа. Мы возвращаемся к старой системе, к созданию государственных ветеринарных станций, которые будут обслуживать каждый сельский округ и район в пределах каждой области. Для эффективной реализации программы развития животноводства мы должны, прежде всего, выстроить нормальную ветеринарную безопасность. При этом, в настоящее время в республику завозится скот «не от хорошей жизни». Это вынужденная мера. В дальнейшем, когда мы восстановим свой потенциал, мы будем развивать животноводство, опираясь на отечественные породы. Но в любом случае, генетика не может ограничиваться одной страной. Нужен обмен. А если замыкаться только на своих породах, это не приведет к успеху. В настоящее время в Казахстане нет отечественных племенных коров в достаточном количестве. Популяция казахстанской Аулиекольской породы составляется всего лишь 10-15 тысяч голов. А по международным стандартам порода признается состоявшейся, если имеет 50 тысяч голов, пояснил министр.
В заключении министр отметил, что министерству важно знание международного опыта, рекомендации таких авторитетных структур, как ФАО. При этом мы не должны забывать, что аграрное производство Казахстана имеет свою специфику и просто тиражирование европейского или какого-нибудь другого опыта неприемлемо, так как у нас совсем другие почвы, другие климатические условия.
(публикуется в изложении с сокращениями)
Примечание. Семинар «Диалог по вопросам агропродовольственной политики в отношении зернового, мясомолочного и плодовоовощного секторов АПК Казахстана» был организован в Астане Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO UN) Европейским банком реконструкции и развития и ТОО «Аналитический центр экономической политики в АПК». Время проведения – 8 июля 2011 г.