При этом производство бензина и дизтоплива в плюсе
За январь текущего года в стране произвели 494,1 тыс. тонн бензина — на 20,6% больше, чем в январе прошлого года. Выпуск дизельного топлива вырос на 13%, до 421,8 тыс. тонн. Об этом проинформировал Еnergyprom.kz.
Согласно данным портала, в региональном разрезе больше всего бензина произвели в Шымкенте (где работает ПКОП) — 196,7 тыс. тонн, плюс 14,6% за год. Вторую строчку заняла Павлодарская область (ПНХЗ) —155,1 тыс. тонн. На третьем месте расположилась Атырауская область (АНПЗ) — 141,7 тыс. тонн.
По производству дизельного топлива лидирует Павлодарская область — 149,1 тыс. тонн, что на 11,1% больше, чем годом ранее. Ещё 148 тыс. тонн выпустили в Шымкенте и 109,4 тыс. тонн — в Атырауской области.
В целом за январь–декабрь 2022 года в стране произвели 5 млн. тонн бензина и 5,4 млн. тонн дизтоплива. Рост производства составил 3,1% и 8,3% соответственно.
Отмечается, что в прошлом году местные компании обеспечили бензином местный рынок (реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) практически полностью — на 99,1%, против 99,97% годом ранее.
Между тем, в страну завезли 43,3 тыс. тонн бензина, против 1,4 тыс. тонн годом ранее. На экспорт, с учётом всех законодательных ограничений в секторе, отправили всего 0,5% ресурсов, или 24,2 тыс. тонн бензина, — на 76% меньше, чем годом ранее.
Реализация бензина на внутреннем рынке составила 5 млн. тонн — на 5,7% больше, чем по итогам января–декабря 2021-го.
В то же время дизельным топливом местные компании обеспечили рынок на 96,8%, против 93,7% годом ранее. Импорт соответственно сократился до 3,2%. В страну завезли 177,7 тыс. тонн дизельного топлива — на 47,2% меньше, чем в январе–декабре 2021 года.
Реализация на внутреннем рынке выросла на 7% за год, до 5,5 тыс. тонн.
По итогам января текущего года бензин незначительно подешевел (на несущественные 0,1% за год), в то время как дизельное топливо серьёзно подорожало (сразу на 15,7% за год).
Сильнее всего рост цен на дизельное топливо ударил по кошелькам жителей Атырауской области: здесь удорожание составило сразу 44,8% за год. Заметно выросли также цены в Северо-Казахстанской (плюс 39,1%) и Восточно-Казахстанской (плюс 37%) областях. В Мангистауской и Кызылординской областях, а также в Алматы цены остались на уровне прошлого года. В Улытауской области дизтопливо подешевело на 2,8%.
Тем временем, как сообщал ранее портал Аgrosektor.kz, Казахстан в очередной раз вводит запрет на вывоз бензина и дизтоплива всеми видами транспорта. В частности, запрещено вывозить бензин, дизельное топливо и отдельные виды нефтепродуктов, за исключением смазочных масел, жидкого топлива и авиационного топлива для проведения научно-исследовательских работ по подбору присадок.
В ТЕМУ
В Северо-Казахстанской области аграриям выделяли дизтопливо без учёта климата
Около 3,5 тысяч аграриев области сталкивались с тем, что топливо застывает и ведёт к срыву проведения полевых работ и выхода из строя техники
Антикоррупционная служба Северо-Казахстанской области выявила, что аграриям региона выделяли удешевлённое дизтопливо без учёта суровых климатических условий.
В Антикоре выяснили, что большую часть топлива на сезонные полевые работы фермеров СКО выделяли с Атырауского нефтеперерабатывающего завода, технические характеристики которого не соответствуют погодным условиям северных регионов страны.
«Несоответствие нефтепродукта климатическим особенностям Северо-Казахстанской области влекло за собой его застывание и как следствие, срыв проведения полевых работ, выход из строя дорогостоящей импортной сельскохозяйственной техники. С такой проблемой ежегодно сталкивались порядка 3,5 тысяч аграриев области», — сообщили в ведомстве.
Антикоррупционная служба заявила об этом в Минэнерго: в результате — в министерстве решили выделить на весенне-полевые работы выделить 53 тысяч тонн дизтоплива с Павлодарского нефтехимического завода, которое более подходит для северного региона и 20,6 тысяч тонн запланировано отправить с АНПЗ в мае, когда температура воздуха будет соответствовать климатическим характеристикам топлива.