Отсутствие крытых вагонов может загнать в тупик казахстанское птицеводство
Отечественные маслозаводы бьют тревогу — с сентября текущего года в Казахстане наметился дефицит крытых вагонов для транспортировки шрота и жмыха. Страдает в данной ситуации внутренний рынок. В частности, птицеводы, для которых срыв поставок высокобелковых кормов сродни трагедии. На сегодняшний день для обеспечения птицеводческих хозяйств кормами и внутренних перевозок растительного масла необходимо не менее 300 вагонов в месяц. Об этом передает портал Аgrosektor.kz, ссылаясь на открытые источники.
«Несмотря на своевременность поданных заявок со стороны предприятий, АО «Казтемиртранс» не предоставляет крытые железнодорожные вагоны под погрузку вышеуказанных продуктов. Не согласовываются планы и со стороны КТЖ, в следствии чего предприниматели не исполняют план и выплачивают штрафы», — озвучил проблему председатель правления Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядыкар Ибрагимов.
Как говорят в ассоциации, у казахстанских птицеводов и животноводов на сегодня запасы комбикормов на исходе. Ситуация усугубляется тем, что операторы подвижного состава в приоритетном порядке обеспечивают перевозку зерна и продуктов перемола.
«Отдается предпочтение перевозкам на экспорт, и пользуясь тяжелой ситуацией на рынке железнодорожных перевозок, операторы и собственники вагонов подняли ставки более чем в 2 раза, что приводит к значительному удорожанию стоимости перевозимой продукции», — добавляют отраслевики.
По словам Ядыкара Ибрагимова, Ассоциация переработчиков масличных культур совместно с Союзом птицеводов Казахстана уже обратились в НПП «Атамекен», АО «НК КТЖ» и АО «Казтемиртранс» для ускоренного решения данного вопроса.
«Иначе можно будет забыть о сохранении текущих цен и столкнуться с дефицитом отечественных продуктов», — считает он.
Между тем, в НПП «Атамекен» транспортные компании призвали соблюдать баланс при распределении вагонов в перевозках, так как на первое место должен выходить вопрос продбезопасности.
«Если на полках пропадет мясо птицы, яйцо и подсолнечное масло, то это создаст социальную напряженность. Нам бы не хотелось, чтобы логистов обвиняли в сложившейся ситуации, поэтому мы собрались, чтобы найти конструктивное решение проблемы», — подчеркнул заместитель директора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности Бауыржан Ахметаев.
В качестве решения возникшей проблемы директор департамента по обеспечению перевозок АО «Қазтеміртранс» Нурлан Есембаев предложил предпринимателям подавать заявки на вагоны тонажом 64-66 тонн.
«Шрот тяжелый, поэтому в заявках указывают 68 тонн. В связи со сложившейся ситуацией давайте привлечем свободные вагоны тонажом от 64 до 66 тонн, что может ускорить решение ситуации. Однако не все вагоны с верхозагрузочными люками, если, например, 3 вагона могут быть насыпью, 4 — в мешках», — пояснил Есембаев.
Также он предложил проработать вопрос с другими владельцами вагонов для эффективного решения проблемы.
Участники встречи договорились создать оперативный штаб по решению проблемы масложировой отрасли, куда участники рынка будут присылать данные по необходимым объемам перевозок.