Стоимость вагонов-зерновозов в Казахстане для операторов рынка возросла на 80%. Об этом заявил первый вице-президент АО «Астык Транс» Сергей Мосолкин на Международной конференции «Asia Grains & Oils Conference in Qazaqstan 2022» в Астане.
В ходе дискуссии председатель Совета правления национальной ассоциации экспортеров «KazGrain» Канат Кобесов заявил, что текущая цена на перевозки зерна — ненормальная и спекулятивная. По его словам, некоторые участники рынка даже вынуждены арендовать для перевозки зерна цементовозы.
«Стоимость вагонов для нас, операторов, выросла на 80%. В прошлом году мы покупали вагон за 3,5 миллиона рублей, сейчас он стоит уже 4,1 миллиона. При этом, курс рубля существенно вырос к тенге. И получилось, что в прошлом году мы покупали вагон за 18 млн. тенге, а в нынешнем – уже за 32 млн. тенге», — пояснил Мосолкин.
При этом, уточнил он, стоимость аренды вагонов повысилась всего на 20% в пределах инфляции.
Также в качестве причин повышения тарифов на перевозку Сергей Мосолкин назвал повышение стоимости ремонта зерновозов из-за роста цен на колесные пары (от 40 до 60%).
Представитель «Астык Транс» подчеркнул, что количество вагонов-зерновозов в Казахстане не уменьшилось, просто объем перевозок на экспорт резко возрос — на 40%. Это связано с текущей конъюнктурой рынка, когда цены на зерно в Узбекистане выше.
«Все хотят вывезти урожай за 2 месяца, но это невозможно! Я сейчас отвечаю не за «Астык Транс», а за всех операторов вагонов», — эмоционально отреагировал он на претензии экспортеров по поводу дефицита вагонов-зерновозов.
По его словам, инфраструктура страны позволяет вывозить железными дорогами до 1 млн. тонн зерна. И оно будет вывезено, только нужно время, подчеркнул первый вице-президент «Астык Транс».
Участников рынка очень интересовало: будут ли еще повышаться тарифы на перевозки зерна?
«Какой-то инфляционный рост будет. Но летом ставки традиционно будут снижаться из-за падения спроса. Просто сейчас двойной спрос на вагоны. Рынок ж/д перевозок абсолютно открыт, операторский бизнес - это не монополия. Если никто не приезжает и не работает на нашем рынке, значит, наши цены вполне рыночные. Мы ставим такую цену, которая позволяет нам инвестировать в парк вагонов», — резюмировал Мосолкин.