Фон сайта

Казахстан экспортирует товары, которых не хватает на собственном внутреннем рынке

Казахстан экспортирует товары, которых не хватает на собственном внутреннем рынке

Объем потенциальных товарных ниш на внутреннем рынке Казахстана, в которых производители могли бы конкурировать с импортом, за последние несколько лет превысил 185,1 млрд. долларов. Если изменить вектор с экспорта на внутренние поставки, отечественные компании могли бы закрыть эти ниши. Но пока что на их месте зарубежные производители. Об этом сообщает Аgrosektor.kz со ссылкой на отраслевой аналитический портал Energyprom.kz.

По данным Бюро Нацстатистики за 2023 год, общее количество потенциальных импортных нишевых товаров, которые хотя бы частично можно было бы заменить на отечественные, составило 6,5 тыс. позиций на сумму 53,6 млрд. долларов.

Как уточнили эксперты, в динамике за 2018-2023 годы выросло как количество потенциальных нишевых товаров (в 1,8 раза), так и их стоимостный объем (в 3,2 раза). Количество компаний-импортеров, желающих работать на казахстанском рынке, за эти годы увеличилось с 41,4 тыс. до 114,6 тыс.

Что продаем

При этом исследования рынка показывают, что разные категории товара в разной степени заполняют рынок страны. При этом в выборке из 336 товаров 80 имеют критический уровень импорта (23,8%).

Если рассматривать агропромышленные комплексы, то внутренняя обеспеченность сельхозсырьем и переработанной продукцией находится на неплохом уровне. Но при этом не все необходимое производится в Казахстане в нужном объеме. По сведениям аналитиков, это по большей части относится к сфере переработанной продовольственной продукции

Например, обеспеченность молочными и кисломолочными продуктами, а также овощной консервацией не достигает и 50%. С другими подотраслями обрабатывающей промышленности ситуация не самая оптимистичная. Уровень обеспеченности по отдельным товарам низкий или очень низкий. Моющие и санитарно-гигиенические средства, косметика и парфюмерия, одежда, бытовая и компьютерная техника — во всех этих нишах господствует импорт.

Почему вопросы упущенных возможностей важны не только для предпринимателей, но и для потребителей? Все дело в цене. Когда статистики сравнили, по каким ценам импортируется и экспортируется из Казахстана один и тот же товар, получились довольно интересные результаты. Оказалось, что некоторые позиции казахстанские производители продают за границу дешевле, чем РК покупает из-за рубежа.

«В качестве примера рассмотрим рынок такого товара, как куриные ножки. Согласно данным из дашборда, объем этого рынка в 2023 году в РК оценивался в 4,6 млн. долларов. В Казахстан такую продукцию в прошлом году поставляли 28 импортеров, а из республики ее экспортировали две казахстанские компании. При этом цена за единицу товара при экспорте была в пределах 0,5-2,9 долларов, в то время как коридор импортных цен был значительно шире: 0,9-6,1 долларов. Вместо внутреннего рынка куриные ножки казахстанского производства отправили в Россию и Кыргызстан», — привели пример статистики, комментируя ситуацию.

Согласно статистическим данным, в прошлом году доля импорта в стране выросла на 20,1%, и достигла 61,2 млрд. долларов. Увеличилось и количество импортеров, и общая стоимость закупок.  

Что касается экспорта отечественной продукции, то в прошлом году по денежному объему он снизился на 7%, достигнув примерно 78,7 млрд. долларов.

С кем торгуем

Главными торговыми партнерами для Казахстана остаются Китай и Россия. С обоими соседями у нас отрицательное торговое сальдо. Это значит, что Казахстан покупает товары в этих странах на большую сумму, чем продает им. Стоит отметить растущую роль восточного соседа во внешней торговле РК. Стоимостный объем экспорта казахстанского сырья в КНР уже приблизился к поставкам в некоторые европейские страны, которые многие годы были главными покупателями казахстанской нефти.

«В прошлом году экспорт в Китай составил 14,7 млрд. долларов, а общий товарооборот между РК и восточным соседом — 31,5 млрд. долларов», — уточнили эксперты.

Также в десятку государств-партнеров сейчас входят четыре европейские страны — Италия, Германия, Франция и Нидерланды. Для них Казахстан является в первую очередь продавцом. Например, за 2023 год эти страны сделали закупки казахстанского сырья и продукции переработки на 22,6 млрд. долларов.

Инфографика: EnergyProm

Фото: Pixabay.com

yabloko
Gelendzhik
Asia 2024

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.