Минсельхоз Казахстана предлагает оценивать целевое использование средств получателями субсидий и льготных кредитов в АПК путем установления конкретных индикаторов. Об этом на прошедшем заседании Правительства РК заявил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, сообщает правительственная пресс-служба.
«На сегодняшний день для получателей субсидий отсутствуют какие-либо встречные обязательства. Это снижает ответственность фермера за эффективность использования субсидий. Поэтому для получателей субсидий и льготных кредитов будет введена норма взятия взаимных встречных обязательств. Они должны будут обеспечить целевое использование полученных средств. Это будет оцениваться путем конкретных индикаторов», — прокомментировал министр.
Как пояснил Карашукеев, в животноводстве такими индикаторами могли бы быть ежегодное увеличение поголовья скота как минимум на 5%, получение не менее 80 голов приплода на 100 маток. В растениеводстве — удельный вес семеноводческих посевов должен быть не менее 15% посевных площадей.
«При инвестиционном субсидировании фермеры должны будут обеспечить ввод в эксплуатацию объекта и достижения его проектной мощности в сроки, указанные в бизнес-плане проекта. При этом процесс контроля за выполнением встречных обязательств будет автоматизирован в новой единой государственной информационной системе субсидирования на основе цифровых технологий без участия человека», — заключил глава Минсельхоза.
Представители казахстанских ассоциаций прокомментировали предложение Минсельхоза по встречным обязательствам, которые должен нести бизнес взамен на льготы
По мнению официального представителя Зернового союза Казахстана Евгения Карабанова, при предоставлении субсидий фермерам государство взамен может требовать от них исполнения следующих обязательств. Во-первых, можно установить критерий по росту объема производства продукции, во-вторых, ввести определенный норматив по объему продукции, которая будет поставляться на внутренний рынок по фиксированным ценам.
«Например, если фермер получил субсидии на 1 млн. тенге, то он должен поставить на рынок Казахстана продукцию на эту же сумму по фиксированной цене. Но в таком случае государство не должно вмешиваться, то есть вводить квоты на вывоз плодоовощной продукции и так далее», — считает эксперт.
По его мнению, если встречные обязательства для агропромышленного комплекса (АПК) взамен на госсубсидии будут внедрены, то они должны быть четкими и понятными.
«То есть важно, чтобы целевые показатели по таким обязательствам не толковались двояко. В противном случае могут возникнуть коррупционные схемы», — уверен Евгений Карабанов.
Глава ассоциации «Мясомолочный союз Казахстана» Иван Сауэр согласен с тем, что взамен на субсидии предприниматели должны нести встречные обязательства. Он подчеркивает, что в бизнес-плане агрария, который планирует построить ферму и воспользоваться господдержкой, уже указаны те обязательства, которые он должен выполнить.
«В этом документе уже есть информация, на сколько необходимо увеличить поголовье скота, какой показатель по рентабельности и удою, например, для молочной фермы, необходимо достичь. Но у нас бизнес-план зачастую исполняется до того момента, пока предприниматель получает средства. После — все о нем почему-то забывают и не отслеживают выполнение указанных там критериев», — отмечает эксперт.
Он считает, что обязательства, которые должны нести фермеры в обмен на субсидии, «не должны быть шаблонными».
«Ведь если два молочных комплекса строятся в разных районах, соответственно они будут иметь различные условия. Ведь в каждом регионе своя специфика, поэтому критерии по обязательствам, которые должен нести бизнес в обмен на субсидии, должны быть дифференцированы по регионам», — подчеркнул Иван Сауэр.
По словам члена правления Мясного Союза Максута Бактибаева, есть общепринятое деление господдержки по методике ВТО — красная, желтая и зеленая корзины. Как следует из их названий, красная — искажающая, зачастую коррупциогенная, зеленая наоборот, стимулирующая и эффективная. К инструментам зеленой корзины относятся, например, страхование и выплаты при ЧС, поддержка науки, развитие сельской инфраструктуры.
«Казахстанские фермеры — не исключение, и также нуждаются в господдержке. Но, например, члены нашего союза около трех лет назад решили добровольно отказаться от искажающих субсидий на производство говядины, с перераспределением бюджета в пользу мелких ферм семейного типа», — подчеркивает эксперт.
Он согласен, что господдержку некоторых отраслей нужно оптимизировать. Есть фермы, которые уже давно рассчитались по кредитам и рентабельны, для некоторых ежегодные субсидии убивают необходимость в развитии технологий, а некоторым, наоборот, нужна помощь в самом начале предпринимательской деятельности.