Участники зернового рынка подготовили ряд предложений Правительству для организации перевозок зерна в новом сезоне
В настоящее время Казахстан сталкивается с серьезными логистическими вызовами, связанными с экспортом зерна и угля. Из-за высокого урожая и накопления больших объемов зерна на складах, возникла сложность с его транспортировкой, усугубляют ситуацию дефицит вагонов и проблемы с согласованием планов. Об этом передает портал Аgrosektor.kz со ссылкой на пресс-службу НПП «Атамекен».
Для решения проблемных вопросов перевозок и экспорта массовых грузов и товаров (преимущественно зерновые и уголь) представители министерств промышленности и строительства, торговли и интеграции, транспорта, сельского хозяйства, АО «НК «Қазақстан темір жолы», а также профильных ассоциаций собрались на площадке предпринимателей «Атамекен».
«Судя по объему урожая, который мы не вывезем, виднеется кризис. У нас задача сегодня вместе выработать сбалансированное решение между угольщиками и зерновиками», — заявил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Раимбек Баталов.
По данным КТЖ, в прошлом году сбор урожая зерна достиг 12 млн. тонн с экспортированными 9 млн. тонн. За 7 месяцев этого года экспортировано 3,5 млн. тонн зерна, при этом урожай этого года, по утверждениям экспертов, достигнет рекордных показателей с риском остаться на складах.
«Мы активно работаем над увеличением этих объемов. Несмотря на сложности с ремонтами на ТЭЦ, совместно с угольщиками стараемся начать перевозки уже с конца мая», — заверил и.о. генерального директора филиала АО НК «КТЖ»-Дирекция интегрированного планирования Гани Есенбаев.
Как отметил председатель ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» Нурлан Оспанов, станции и элеваторы не справляются с возросшими объемами, требующие расширения мощностей и оптимизации пунктов погрузки. По его словам, осложняет ситуацию тенденция в приграничных регионах России снижающая цены на пшеницу. Пользуясь случаем, главные зерновики страны «в условиях ожидаемого сокращения экспорта и ослабленного спроса» предлагают отменить экспортные пошлины на зерно и семена подсолнечника, ввести плавающую ставку пошлины.
По мнению председателя Комитета логистики и перевозок НПП Бакытбека Кадирова, ситуацию усугубляет недовывезенные объемы зерна прошлого урожая, что создает «накопительный эффект» проблем. Он предложил временно сосредоточиться на перевозке угля в южные регионы и предоставить отсрочку платежей, чтобы разгрузить логистическую цепочку.
Для решения проблемы заседатели предложили:
• введение транспортных субсидий и выход на европейские рынки. Общая сумма субсидий при планируемом объеме экспорта 1 млн. тонн пшеницы в Европу и страны Северной Африки и Ближнего Востока составляет порядка 61 млн. долларов;
• провести инвентаризацию пунктов погрузки и использование лицензированных элеваторов для упорядочивания отгрузки зерна.
Этот подход позволит исключить из цепочки перекупщиков и обеспечить прозрачность процесса благодаря системе зерновых расписок.
В целом, участники встречи сошлись во мнении, что необходимо разработать единый план действий, который позволит организовать перевозку зерна и угля как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По итогу заседания в адрес Правительства РК направлено письмо по решению обсуждаемого вопроса, в основу которого войдут предложения по субсидированию транспортных затрат, технические регламенты и инвентаризация.