Фон сайта

Экспорт зерна в Казахстане под угрозой: урожай-2024 рискует остаться на складах

Экспорт зерна в Казахстане под угрозой: урожай-2024 рискует остаться на складах

Участники зернового рынка подготовили ряд предложений Правительству для организации перевозок зерна в новом сезоне

В настоящее время Казахстан сталкивается с серьезными логистическими вызовами, связанными с экспортом зерна и угля. Из-за высокого урожая и накопления больших объемов зерна на складах, возникла сложность с его транспортировкой, усугубляют ситуацию дефицит вагонов и проблемы с согласованием планов. Об этом передает портал Аgrosektor.kz со ссылкой на пресс-службу НПП «Атамекен».

Для решения проблемных вопросов перевозок и экспорта массовых грузов и товаров (преимущественно зерновые и уголь) представители министерств промышленности и строительства, торговли и интеграции, транспорта, сельского хозяйства, АО «НК «Қазақстан темір жолы», а также профильных ассоциаций собрались на площадке предпринимателей «Атамекен».

«Судя по объему урожая, который мы не вывезем, виднеется кризис. У нас задача сегодня вместе выработать сбалансированное решение между угольщиками и зерновиками», — заявил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Раимбек Баталов.

По данным КТЖ, в прошлом году сбор урожая зерна достиг 12 млн. тонн с экспортированными 9 млн. тонн. За 7 месяцев этого года экспортировано 3,5 млн. тонн зерна, при этом урожай этого года, по утверждениям экспертов, достигнет рекордных показателей с риском остаться на складах.

«Мы активно работаем над увеличением этих объемов. Несмотря на сложности с ремонтами на ТЭЦ, совместно с угольщиками стараемся начать перевозки уже с конца мая», — заверил и.о. генерального директора филиала АО НК «КТЖ»-Дирекция интегрированного планирования Гани Есенбаев.

Как отметил председатель ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» Нурлан Оспанов, станции и элеваторы не справляются с возросшими объемами, требующие расширения мощностей и оптимизации пунктов погрузки. По его словам, осложняет ситуацию тенденция в приграничных регионах России снижающая цены на пшеницу. Пользуясь случаем, главные зерновики страны «в условиях ожидаемого сокращения экспорта и ослабленного спроса» предлагают отменить экспортные пошлины на зерно и семена подсолнечника, ввести плавающую ставку пошлины.

По мнению председателя Комитета логистики и перевозок НПП Бакытбека Кадирова, ситуацию усугубляет недовывезенные объемы зерна прошлого урожая, что создает «накопительный эффект» проблем. Он предложил временно сосредоточиться на перевозке угля в южные регионы и предоставить отсрочку платежей, чтобы разгрузить логистическую цепочку. 

Для решения проблемы заседатели предложили:

• введение транспортных субсидий и выход на европейские рынки. Общая сумма субсидий при планируемом объеме экспорта 1 млн. тонн пшеницы в Европу и страны Северной Африки и Ближнего Востока составляет порядка 61 млн. долларов;

• провести инвентаризацию пунктов погрузки и использование лицензированных элеваторов для упорядочивания отгрузки зерна.

Этот подход позволит исключить из цепочки перекупщиков и обеспечить прозрачность процесса благодаря системе зерновых расписок

В целом, участники встречи сошлись во мнении, что необходимо разработать единый план действий, который позволит организовать перевозку зерна и угля как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По итогу заседания в адрес Правительства РК направлено письмо по решению обсуждаемого вопроса, в основу которого войдут предложения по субсидированию транспортных затрат, технические регламенты и инвентаризация.

 

Agritek
Agros

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.