Как повышение стоимости бензина повлияет на ценообразование товаров?
Рост цен на топливо не окажет значительного влияния на ценообразование товаров в Казахстане. Об этом заявил и.о. министра энергетики РК Болат Акчулаков на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.
«Я считаю, что влияние ГСМ на ценообразование товаров достаточно сильно преувеличено. Мы же не в два раза цены поднимаем. Если вы посмотрите статистику, то заметите, что в 2021 и 2022 году цены на топливо не менялись. Но цены на товары «жили своей жизнью». Конечно, какой-то рост цен на другие товары случится вслед за повышением цен на ГСМ, но это будет незначительный рост в пределах плановой инфляции», — заверил Болат Акчулаков.
Ранее сообщалось, что Министерство энергетики РК планирует повысить цены на бензин и дизтопливо в стране. В Минэнерго объяснили, почему повышение цен — необходимый шаг.
По проекту приказа, разработанному Минэнерго, предельные розничные цены повысят:
— на бензин марки АИ-92 и АИ-93 — со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост на 11%);
— на дизель с 230-260 (в зависимости от региона) до 295 тенге за литр (в среднем рост на 20%).
И.О. министра энергетики РК Болат Акчулаков так объяснил ситуацию:
«В этом году ценовой диспаритет сохраняется. Как итог: в марте текущего года мы видим рост потребления, который, по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, составляет 15%. В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны ещё в больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом до 850 тысяч тонн дизельного топлива. Так, в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива — 5,2 млн. тонн, мы ощутили нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего дизтоплива) нам пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива», — отметил и.о. министра.
По его словам, основными факторами постоянно растущих объемов потребления дизтоплива являются транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны. По подсчетам Минэнерго, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива, еще порядка 200 тыс. тонн было вывезено серым экспортом. Причиной в ведомстве называют значительную разницу в цене. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, в Кыргызстане — 390 тенге/литр, в Узбекистане — 480 тенге/литр.
«Если коротко резюмировать, то, первое, с текущими ценами сколько бы мы не увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. Второе, с такой разницей в ценах, «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы «перетока» будут только увеличиваться. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом до 850 тысяч тонн дизельного топлива. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Третье, сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы «теневого» рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Четвертое, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу».
По словам и.о. министра, в целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.
«Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг — повысить предельные розничные цены», — заявил Акчулакова и добавил, что ранее дефицит частично «перекрывался» за счёт наращивания объёма производства, но сейчас отечественные нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе возможностей.
По словам главы Минэнерго, приказ вступит в силу уже 12 апреля.