«Аграрный сектор» №2(48) за июнь – июль 2021
Текущий сезон дал жару. И в прямом, и в переносном смысле. В течение первой половины вегетации полевых культур погода «температурила», как будто в нее вселился коронавирус. Столбики термометров днем то зашкаливали за 35 градусов, то опускались до 11, ночные температуры имели похожий разбег, подпрыгивая выше 25 и падая до 6. И казалось, нет конца и края этим климатическим горкам. Не говорю уже о скачках атмосферного давления, грозах, крупном граде, пыльных бурях и прочих неблагоприятных явлениях, которые наблюдались в аграрных регионах страны. Очередной раз природа проверяла на прочность земледельцев и животноводов, которые работали в таких экстремальных условиях.
Рассмотрим теперь эту ситуацию на фактических данных, предоставленных РГП «Казгидромет». Но вначале хотелось бы пару слов сказать о характере весны. В отличие от прошлого года, ее начало выдалась достаточно холодным, и она пришла в зерносеющие области с запозданием как минимум на 10 дней. Если в прошлом году в середине апреля хозяйства полным ходом закрывали влагу, а некоторые уже в третьей декаде этого месяца начинали сеять, то в текущем году к середине апреля только сошел снег. И почва не была готова к проведению агромероприятий. Но к концу месяца ситуация начала резко меняться и «выруливать» на среднестатистические показатели, так как дневные температуры воздуха рванули вверх (средняя суточная температура была выше многолетней на целых 5–6 градусов!). В итоге первоначальное отставание по сумме активных температур резко сократилось к началу мая, а к середине месяца, к дате традиционного срока сева, сумма активных температур приблизилась к среднестатистическим показателям, а где-то и перегнала их. При этом изначально неплохой первоначальный запас влаги в почве стал быстро уходить, что подстегивало некоторых фермеров раньше начинать посевные работы из-за опасений, что верхний слой почвы пересохнет и они не получат нормальные всходы. Но при этом многие остались верны традициям и посевную начали с 15–16 мая. Важно отметить: чтобы посеять в эти сроки в условиях текущего года и получить эффект, нужно было сделать все возможное по сохранению влаги в посевном горизонте. Иначе возникал другой риск – посеять и не получить дружных всходов. Забегая вперед, надо сказать, что в условиях этого года именно традиционный срок сева яровой пшеницы стал одним из ключевых моментов агротехнологии, который спас многие поля от гарантированного неурожая. На момент подготовки этого материала, к концу июля, много полей с ранними сроками посева, которые мы видели при посещении хозяйств, находись в плохом состоянии и урожай больше 5–6 центнеров на них не ожидался, а местами он вообще готовился к списанию. Но и здесь надо сделать оговорку: если на таких полях в июне прошли дожди (такие немногочисленные случаи также были), то это сильно улучшило ситуацию, и посевы выглядели достаточно хорошо.
Теперь о засухе. Она коснулась практически всех аграрных регионов Казахстана, максимально проявившись во всех районах Костанайской области, на севере и в центре Северо-Казахстанской и Акмолинской областей. Гораздо меньше засуха коснулась Восточного Казахстана, где в первой половине вегетации отмечались хорошие периодически выпадающие осадки.
Средние суточные температуры воздуха
Почти весь июнь и часть июля стояли высокие температуры. Причем в июне в ночные часы они нередко опускались ниже 15 градусов. Критически засушливыми в зерносеющих регионах Северного Казахстана выдались первые две декады июня, затем было недельное похолодание, после которого дневные температуры взяли новую высоту и достигали местами 35-градусной отметки (а нередко и перешагивали ее). Этот острозасушливый период продлился с 26 июня по 5 июля. Относительная влажность воздуха опускалась ниже 30% (критическая отметка для растений), порой достигая 15%. В итоге в сложном положении оказались практически все полевые культуры, попавшие под этот температурный стресс, когда даже наличие влаги в почве не спасало от перегрева. Особенно негативно этот период сказался на вегетации озимой пшеницы и ранних посевах льна и яровой пшеницы.
О том, в каких условиях шла вегетация, свидетельствуют данные таблиц, в которых представлены средние месячные температуры воздуха и количество выпавших осадков с 1 мая по 20 июля в ряде районов Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей.
Как видим из таблицы 1, средние суточные температуры в районах Акмолинской области в мае превышали норму на 4–6 градусов, а в июне они были около нормы или незначительно ее превышали (близкие показатели к норме объясняются низкими ночными температурами). В первой и второй декадах июля разница между фактическими температурами и нормой вновь стала существенной – 3,4–3,8 градуса. Третья декада июля выдалась более прохладной (дневные температуры опускались до 15 градусов) в связи с пришедшим антициклоном, который принес обложные дожди.
В Северо-Казахстанской области (табл. 2) показатели средних суточных температур были еще более резкие в сравнении с Акмолинской областью. Так, в мае разница среднесуточных температур превышала норму, к примеру, в Булаево на 6, в Мамлютке – на 6,1 градуса. С другой стороны, средние суточные температуры в июне по районам области практически везде были несколько ниже нормы (как уже упоминалось, за счет низких ночных температур). Эта разница составляла от 0,2 (Корнеевка, Есильский район) до 1,1 градуса (Кишкенеколь, Уалихановский район). Средние суточные температуры в первые две декады июля в СКО имели похожую динамику с Акмолинской областью и превышали норму от 3,3 градуса (Явленка) до 4,3 (Булаево).
В Костанайской области самое большое превышение температурной нормы в мае наблюдалось в Пресногорьковке (6,6 градуса), Карабалыке (6,3), Костанае (6,2). В отличие от Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, июнь здесь был более жаркий и средняя температура месяца хотя и незначительно (0,5–1,1 градуса), но превышала норму во всех районах, что еще раз подтверждает, что в Костанайской области засуха проявилась сильнее, чем в других зерносеющих областях. Температуры воздуха за первую декаду июля превышали норму на 3–4 градуса (исключение составляет Тобол, где превышение составило 7,1 градуса). Во второй декаде разница фактических температур с нормой сократилась в связи с прохождением дождей, которые принесли долгожданное похолодание. Тем не менее температуры второй декады июля были выше среднемноголетних для этого периода.
Полную версию статьи читайте в журнале «Аграрный сектор» №2(48) за июнь – июль 2021
Свежий номер журнала можно приобрести в редакции по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 18, офис 201, тел. раб. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046, а также на сельскохозяйственных выставках, о которых мы сообщим дополнительно.
В Костанае журнал реализуется в киосках газеты «Твой шанс».
Заявки на подписку принимаются по тел. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046.
Подписку можно оформить в редакции и на сайте журнала www.agrosektor.kz, в разделе «Подписка».
Российским читателям обращаться по подписке в представительство в г. Краснодаре к менеджеру по России и странам Восточной Европы Наталье Махниной. Тел. моб. 8-905-404-25-28, e-mail: agrokurgan@yandex.ru.