Фон сайта
Bayer 6

Возрождение сельхозавиации: какой самолет прилетит на смену «кукурузнику»

Возрождение сельхозавиации: какой самолет прилетит на смену «кукурузнику»

«Аграрный сектор» №3(49) за сентябрь – октябрь 2021

В следующем году в Казахстане может начаться выпуск самолетов для химпрополок полей, внесения удобрений, десикации посевов. Один из ведущих в мире производителей самолетов для сельского хозяйства – американская Weatherly Aircraft Company готова приступить к работе в одном из регионов Казахстана.

Сельскохозяйственная авиация сегодня переживает сложные времена. Старые советские Ан-2 в большинстве своем уже выработали свой ресурс, а новых сельскохозяйственных самолетов за последние три десятилетия так и не появилось ни у нас, ни в других странах СНГ.

В итоге на огромных казахстанских просторах оперативно провести ту же химпрополку посевов бывает непросто, так как это требует немалых затрат и, что очень важно, времени. А тут то жара нагрянет, то дожди зарядят, то сильные ветры дуют неделями напролет. И проводить в таких условиях химпрополку на качественном уровне невозможно. В итоге фазы развития полевых культур уходят, посевы страдают от стресса при запоздалой обработке, а эффективность гербицида против переросших сорняков резко снижается. В такие периоды время гораздо дороже денег: не обработай поля против того же лугового мотылька или ржавчины – и можно потерять половину, а то ивесь урожай.

Многие хозяйства обзавелись за последние годы отличными наземными опрыскивателями, которые показывают позитивные результаты. Но когда у фермера есть выбор, а точнее, возможность привлечь разные виды опрыскивающей техники, включая и сельхозавиацию, хуже от этого никому не будет, зато есть гораздо больше шансов сохранить урожай.

Мы решили узнать характеристики нового сельскохозяйственного самолета, который планирует поставлять компания Weatherly Aircraft, а также выяснить, чем он может быть интересен казахстанским аграриям. А заодно поинтересовались планами компании на ближайшую перспективу. На эти и другие вопросы ответил в интервью нашему журналу генеральный менеджер компании Гарри Бек.

– Гарри, расскажите вначале немного о вашем предприятии.

– Наша компания начала свою историю с 1967 года. Ее основал пилот по специальности Джон Уэзерли. Имея богатый опыт работы в небе, он решил построить завод и выпускать сельскохозяйственные самолеты. При этом изначально планировалось создать самолет для работы на полях зерновых, поскольку пшеница была очень важной культурой для Соединенных Штатов и ее много сеяли в те годы на Среднем Западе. Центр США разделен с севера на юг на секции в одну квадратную милю, каждая из которых имеет площадь 640 aкров (259 гектаров). И по мере освоения новых земель фермерам в те годы выделялись земельные наделы, площадь которых составляла четверть секции, или 160 акров (65 гектаров) земли. Этого по тем временам было достаточно, чтобы прокормить семью из пяти-шести человек. Концепция самолета заключалась в том, чтобы при норме внесения двух галлонов химии на один акр в самолете помещалась рабочая жидкость объемом 320 галлонов химии на этот надел. А сам бак вмещал 355 галлонов (1343 1200 литра), что было вполне достаточно для обработки одного надела за один полет.

Со временем самолет совершенствовался. Был оптимизирован топливный бак и бак для рабочей жидкости, ускорен процесс его заправки. В самолете установлен звездообразный двигатель, который позволяет решать технологические задачи. Впоследствии было разработано много самолетов, как со звездообразным двигателем, так и с турбовинтовым. Но у самолетов с турбовинтовым двигателем затраты на гектар были значительно выше. Хотя и те и другие несут одинаковое количество груза. Сегодня мы видим, что этот самолет успешно выдержал испытание временем и работает на миллионах гектаров. Он продается в 13 странах мира, среди которых США, Канада, Мексика, страны Южной Америки, Австралия, Ливия.

На сегодняшний день в мире существуют всего три компании, которые стабильно работают на международном рынке сельскохозяйственной авиации. Наша компания входит в этот список. Самолеты проводят обработку посевов гербицидами, инсектицидами, фунгицидами, используются для внесения удобрений. Кроме того, самолет также может проводить аэросев.

– Мелкосемянных культур?

– И не только. Он может и рис сеять. Его также используют для борьбы с пожарами и даже для рассева креветок на больших креветочных фермах.

– Где в США находится ваш завод и как он работает?

Завод находится в городе Ньютон, в штате Канзас, который является зерновым центром США, а также авиационной столицей мира. В среднем на выпуск одного самолета затрачивается 2000 человеко-часов. У нас относительно небольшое производственное предприятие.

– Почему вы решили развивать свой бизнес именно в Казахстане, а не в России или других странах СНГ?

– Казахстан входит в десятку крупнейших экспортеров пшеницы на планете. Поля зерновых, как и в США, занимают порядка 20 млн. гектаров. Климат зерновой зоны США имеет много общих черт с климатом зерносеющих областей Казахстана. Более того, применение нашего самолета встроено в технологии выращивания зерновых культур, применяемых, к примеру, в Канзасе, Монтане или в провинциях Канады. С таким же успехом он может успешно использоваться и на зерновых полях Казахстана. В итоге, используя наш самолет, казахстанские фермеры могут увеличить урожайность своих полей. И что немаловажно, в вашей стране достаточно демократичный налоговый режим и относительно благоприятный инвестиционный климат, что для нас очень важно.

– А сколько вообще на американских полях летает самолетов сельхозавиации? И как вы оцениваете, какое количество нужно Казахстану самолетов для сельского хозяйства?

– В США 2500 разного рода сельскохозяйственных самолетов, в Казахстане — около 125. В основном это Ан-2, который сегодня уже не производится. Оценивая рынок сельхозавиации, мы увидели, что в Казахстане может быть полезен наш опыт. К тому же мы не заметили, чтобы кто-то у вас занимался производством такого рода самолетов. Эта рыночная ниша оказалась не занята, что еще более нас вдохновило на этот проект.

В ходе наших анализов мы сравнили четыре разных самолета, которые могут быть использованы в Казахстане. Это Weatherly, Ан-2, Т-500 и «Байкал», о котором сейчас много говорят, как о самолете, который в перспективе должен заменить Ан-2. Мы также оценили возможности казахстанской и зарубежной наземной опрыскивающей техники. Для расчета взяли 400 часов работы как среднее значение за сезон. В Казахстане, как мы знаем, среднее количество часов налета самолетов за сезон составляет 250 часов. Но это количество можно увеличить до 400 с эффективным оборудованием. Мы пришли к выводу, что из всех самолетов и наземных опрыскивателей, которые обрабатывают поля в Казахстане или потенциально смогут это делать, наш самолет Weatherly является оптимальным вариантом.

– На основании каких данных вы пришли к таким выводам?

– Важный момент, который отличает наш самолет, — его экономичность (в плане затрат на гектар). Мы посчитали капитальные затраты и выяснили, что самолет в сезон, допустим, будет обходиться хозяйству, имеющему 10 тысяч гектаров земли, в 48 тысяч долларов. Если разделить эту цифру на 400 часов, которые планируется налетать за сезон, то выйдет 120 долларов в час. А если мы эту сумму разделим на гектар, который обрабатывает самолет, то затраты на гектар обработки будут составлять 1 доллар 11 центов.

Операционные и эксплуатационные затраты включают в себя зарплату пилота, стоимость страховки, топлива и ремонт. В общем итоге затраты на самолет Weatherly в год составляют 53 тысячи долларов, тогда как Ан-2 обходится в 147 тысяч долларов.

Чисто с финансовой точки зрения получается, что даже использование наземной опрыскивающей техники сегодня обходится гораздо дешевле, чем использование Ан-2. Новый самолет «Байкал», который сейчас готовится к замене Ан-2, будучи хорошим самолетом, при этом очень дорогой по цене — почти миллион долларов. И, возможно, это будет не окончательная цена.

С нашими расчетами мы можем подойти к любому фермеру, да и к самим разработчикам вышеуказанных самолетов, и они согласятся с нашими выводами о стоимости гектарной обработки посевов, потому что знают, что у нас реальные цифры.

И мы можем утверждать, что при таких экономических показателях наш самолет будет очень востребован на казахстанском рынке и нам есть смысл его здесь производить и продавать. К тому же мы можем предложить привлекательное лизинговое финансирование, гарантии и хорошую техническую поддержку.

В Казахстане сегодня существует порядка 15–20 авиакомпаний, которые занимаются коммерческим опрыскиванием посевов с использованием самолетов. Если эти компании сравнят стоимость обработки посевов нашим самолетом с другими самолетами или наземной техникой, то она будет примерно одинаковой — около 5 долларов 26 центов за гектар. Тем не менее после вычета обычных затрат на зарплату пилота, топливо, масло, страхование и ремонт, выручка на полях, обработанных этими самолетами, будет разная. Причем если она будет с некоторым плюсом у всех самолетов и различных видов наземной техники, то у Ан-2 она будет с минусом.

– Почему минус?

– Потому что у Ан-2 капитальные и эксплуатационные затраты очень высокие, он потребляет топлива и масла гораздо больше, чем Weatherly, а также для него требуются два пилота. К тому же и ремонт двигателя нужен гораздо чаще, следовательно, экономичность этого самолета низкая. Получается, что примерная стоимость обработки 5,26 доллара, которую платят за работу этому самолету, уходит на поддержку его содержания, и этого все равно недостаточно для разумной прибыли владельца.

Период окупаемости у многих наземных опрыскивателей ведущих компаний достигает 6–8 лет, и это считается хорошим показателем. Наш самолет стоит примерно 400 тысяч долларов, и производительность у него в 5 раз больше, чем у наземных опрыскивателей. Соответственно, и период его окупаемости значительно короче.

– Слышал, что один самолет вы уже привезли в Казахстан и в следующем году планируете продемонстрировать все его возможности на наших полях…

– Да, один самолет уже собран и готов к показательным полетам на территории ТОО «Жер-888» Коргалжынского района Акмолинской области. Мы уже получили сертификат, который одобрен в Казахстане, а также зарегистрировали самолет в авиационной администрации республики. В ближайшее время ожидаем одобрения на выдачу разрешения на показательные полеты. Мы планируем не только продавать самолеты Weatherly в Казахстане, но и заниматься трансфером технологий — обучать пилотов и механиков, создать и наладить в Казахстане работу сервисного центра, который будет обеспечивать запчастями, вести обучение и предоставлять услуги по ремонту самолета.

– Где собираетесь готовить пилотов?

Казахстанских пилотов и механиков планируем приглашать на переобучение в США, на наш завод, в течение 2022 года и создать программу подготовки в Казахстане.

– В Казахстане уже открыто представительство компании?

– У нас уже работает местная команда из пяти человек. Наши сотрудники общаются с руководителями зерновых хозяйств, изучают потребности в сельхозавиации, взаимодействуют с госорганами и т. д. Более того, у нас уже есть пилот, который раньше работал на Ан-2.

Руководитель этого хозяйства Абай Медеубаев нам оказывает всяческую поддержку, предоставив территорию хозяйства для полетов. Он уверен, что благодаря использованию нашего самолета хозяйство может добиться увеличения урожайности. И мы уверены — так и будет.

– Какие ближайшие планы?

– Мы хотим доставить шесть новых самолетов Weatherly в Казахстан к следующему полевому сезону. Пилотов, которых обучим, пригласим в США, на завод, где они будут готовить самолеты к транспортировке в Казахстан: участвовать в разборке, а затем — в погрузке самолетов в контейнеры. Вернувшись в Казахстан, они же будут их собирать.

– В каких регионах самолеты будут летать в следующем году?

– Честно говоря, мы еще не знаем, где они будут летать, но знаем, кто их приобретет, — это фермеры. К примеру, два фермера, имеющих по пять тысяч гектаров, могут в складчину купить наш самолет и обрабатывать свои поля. В США пилотами самолета часто становятся дети фермеров.

Полную версию статьи читайте в журнале «Аграрный сектор» №3(49) за сентябрь – октябрь 2021

 

 

 

 

Свежий номер журнала можно приобрести в редакции по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 18, офис 201, тел. раб. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046, а также на сельскохозяйственных выставках, о которых мы сообщим дополнительно.

В Костанае журнал реализуется в киосках газеты «Твой шанс».

Заявки на подписку принимаются по тел.  +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046.

Подписку можно оформить в редакции и на сайте журнала www.agrosektor.kz, в разделе «Подписка».

Российским читателям обращаться по подписке в представительство в г. Краснодаре к менеджеру по России и странам Восточной Европы Наталье Махниной. Тел. моб. 8-905-404-25-28, e-mail: agrokurgan@yandex.ru.

 

 

 

Klermont
Агритек 2023
Muasnoi korol
Baku

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.