Важные темы агропрома

Николай ЛАТЫШЕВБЛОГ РЕДАКТОРА
ЗРИ В КОРЕНЬ!

непричесанные мысли о сельском хозяйстве

Bonfanty
Belokuricha
Kartoff
Вы здесь: Главная » Аграрная аналитика » ПРОЕКТ «От двора к столу»: доход за два месяца

ПРОЕКТ «От двора к столу»: доход за два месяца

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина реализовал уникальный в своем роде проект «От двора к столу». В итоге сотрудники вуза получили экологически чистую продукцию птицеводства по доступным ценам, а сельчане, которые выращивали птицу, смогли не только заработать, но и получить практические навыки и теоретические знания, что позволит им зарабатывать и в последующие годы

Как заработать миллион?

Идейный вдохновитель и организатор проекта Кайрат Айтуганов — проректор университета, доктор экономических наук. Мы встретились с Кайратом Капаровичем и попросили рассказать о том, как реализовывался проект в реальной жизни

Кайрат Капарович, хотелось бы узнать, как шла реализация проекта? Откуда было финансирование на закуп цыплят и комбикормов?

– В Казахском агротехническом университете в начале года создан локальный профсоюз в форме юридического лица, объединивший 14 первичных профсоюзных организаций. Среди членов профсоюза была проведена разъяснительная работа о сути проекта. Таким образом, более ста сотрудников вуза стали инвесторами проекта, который дал результат уже через два месяца.

– Как это все технически происходило?

Локальный профсоюз заключил договоры с четырьмя домохозяйствами аула Кобетей Нуринского района Карагандинской области (хотя изначально их было больше, но остальные не подошли под требования по разным причинам). Участники проекта (сотрудники университета) перечислили собственные денежные средства на расчетный счет профсоюза. Общая сумма проекта составила 1 миллион 260 тысяч тенге. За счет этих средств был произведен закуп тысячи цыплят-бройлеров породы Кобб 500 на птицефабрике «Астана-Кус» и необходимого объема комбикормов. Но прежде был проведен пробный закуп пяти цыплят для исследований на предмет отсутствия болезней. Убедились, что они здоровые, имеют все необходимые характеристики для доращивания. Один цыпленок стоил 250 тенге, плюс 30 тенге обошлась его доставка. Комбикорм также прошел предварительный анализ на качество. Птицу и комбикорм поставщики, согласно договору, доставили участникам проекта.

Команда проекта постоянно выезжала, обучала, консультировала сельчан. Контролировала, как шло кормление. Каждые десять дней замеряли рост и вес цыплят, следили за состоянием их здоровья. В итоге падеж был в пределах 3,5–5 %. Это очень хороший показатель, если учесть, что птица погибла по причине того, что сельчане впервые ее выращивали и, безусловно, не могли не допустить каких-то ошибок в этом процессе. К тому же в период содержания птицы в этом году стояла достаточно жаркая погода, и после вскрытия выявилось, что основной причиной падежа птицы был температурный перегрев. И это понятно, так как в условиях аула сложно создать оптимальные условия для ее содержания, как на фабрике.

– Птичники для цыплят сельчане сами строили?

– Сами, подсобным способом, также они делали и выгульные площадки.

Какие-то сложности возникали в процессе выращивания птицы?

– Например, поиск подходящей морозильной камеры, или мобильного убойного пункта.

– Хорошо, мясо получили, а как вы его хранили?

– Участники проекта арендовали морозильник. Птица забивалась и до следующего утра хранилась в морозильнике. Затем ее привозили в город, где проверяли и взвешивали. Приходили преподаватели и сотрудники (инвесторы проекта) и согласно вложенных средств получали мясо.

– Есть ли интерес выращивать птицу у сельчан, какую экономическую выгоду они получают?

–К примеру, наш партнер на селе получил 100 цыплят, комбикорма, и ветеринарные препараты. За 50–60 дней откорма он должен поставить 150 кг мяса. Но он может откормить птицу и до 2,5, и до 3 кг. Кроме того, может и падеж свести до минимума. Допустим, у него осталось 90 голов по 2,5 кг, итого 225 кг. Из них 150 кг мяса он отдает нам, а это опять же может быть и 60 голов, и 50. Смотрите: он дорастил их до 3 кг, у него получилось 90 кг мяса. Рыночная стоимость килограмма — 1300 тенге, как минимум. Получается, что маржа доходит до 117 000 тенге при выращивании 100 цыплят. А если он их возьмет 200, 500, 1000... Это хорошая прибавка к семейному доходу. Возможно, со временем для кого-то это станет основным источником дохода. Ведь это хороший семейный бизнес, где можно и детей задействовать, которые летом на каникулах.

– Вашему примеру, наверное, теперь последуют и другие организации?

– Внедрение таких проектов может частично снять вопросы занятости на селе, что ведет к росту благосостояния сельских жителей, а горожане смогут приобретать экологически чистое мясо по доступной цене. Реализуя проект, мы решили две проблемы: кредитование и торговая наценка. Получился прообраз экофермы, которую нужно создавать на селе. Мониторинг рынков столицы показал, что 1 кг домашней курятины летом этого года стоил 1300–1500 тенге. У нас же выходная цена, по которой преподаватели получали мясо курицы, составила 840 тенге. Сегодня в республике доля импортного мяса птицы достигает 51 %. Если благодаря подобным проектам ее снизить хотя бы на 10 %, то это будет хороший вклад в решение вопроса импортозамещения и создания новых рабочих мест.

– Почему сельчане не берут массово кредиты у микрофинансовых организаций и сами не делают то, что вы предлагаете?

– Допустим, сельский житель захотел заниматься бизнесом по программе «Продуктивная занятость». Ему говорят: возьми кредит. Но, чтобы получить кредит, допустим, в сумме 500 тысяч тенге, ему придется 50–80 тысяч тенге потратить на поездки в кредитную организацию, оценку залогового имущества, на получение всяких бумаг, оплату услуг нотариуса и т. д. В итоге он попадает в зависимость от кредитной организации, заложив имущество, которое у него есть. В конечном итоге большинство сельчан от таких кредитов отказываются. В нашем проекте мы убрали эту зависимость.

Модель, проверенная практикой

– До этого проекта вы уже реализовывали подобную идею на практике?

– Эту идею мы впервые реализовали в 2010 году, когда я работал председателем правления национальной компании «Социально-предпринимательская корпорация «Оңтүстік», одной из целей которой являлось вовлечение личных подсобных хозяйств в производство сельскохозяйственной продукции. Южный Казахстан — густонаселенный регион, где остро стоят вопросы занятости сельского населения. Так что идея, которую мыреализовали в этом году в Карагандинской области, берет начало оттуда. В состав социально-предпринимательской корпорации «Оңтүстік» входило 122 компании из трех областей: Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской. Среди них были санатории «Сарыагаш», «Бирколик», «Аксу-Жабагылы» и другие объекты социально-культурного назначения. Сама идея родилась, когда была проанализирована структура продуктов питания санаториев. В нее входило 117 наименований: молоко, хлеб, птица, мясо и т. д. Изучив структуру потребления продуктов питания, было выявлено, что 72 % всей закупаемой продукции мы можем производить сами. Таким образом, был определен объем производства. Так что основным драйвером развития нашей программы стали санатории, в которых ежедневно отдыхало около 1500 человек. Это потенциальные потребители аграрной продукции. Так почему бы хозяйствам СПК не производить ее у себя и поставлять в свежем виде, а не закупать на стороне? И мы приступили к данной работе.

Для начала выяснили: мясо птицы санатории покупали по правилам государственного закупа. Цена закупа с учетом доставки была достаточно высокая и включалась в себестоимость путевки отдыхающих. Тогда мы стали думать, как ее можно сократить. Было решено не уменьшать и не повышать стоимость путевки в течение трех лет. В это же время мы начали снижать расходную часть, в которую входили три основных компонента: питание, лечение и проживание. Прежде всего мы постоянно снижали себестоимость питания, а сэкономленные средства вкладывали в развитие инфраструктуры санаториев. При этом выращивание птицы являлось лишь одним небольшим компонентом общей системы. В итоге были созданы все условия для начала реализации идеи: определен объем потребности, заказчик и исполнители. Цепочка замкнулась.

В одном из сел Тюлькубасского района собрали жителей, желающих участвовать в проекте, и провели обучение по выращиванию кур-бройлеров. В одном из помещений разместили инкубатор и убойный цех. В месяц инкубатор выводил 30 000 цыплят. Мы объявили жителям села, где проживало порядка 1500 человек, что продаем по 200 цыплят каждому, кто захочет их выращивать, по цене 130 тенге за цыпленка. Получилось, что каждый сельчанин должен заплатить 26 000 тенге + комбикорма на весь период выращивания, а это еще около 50 000 тенге. Если денег у него не было (а таких было почти 70 %), то мы направляли его в свою микрокредитную организацию, и эти 76 000 он получал под будущую продукцию + 10 % годовых за использование заемных средств. Падеж (а это практически неизбежный процесс) составлял около 10 %.

В договоре, который мы с сельчанами заключали, было прописано: они берут цыплят и комбикорма, а возвращают нам уже выращенную птицу в живом виде.

Забой птицы проводился в специализированном убойном пункте. Средний вес одной тушки составлял примерно 2,5 кг. Расчеты были простые: человек берет 200 цыплят — 10 % (падеж), получаем 180. Умножаем 180 на 2,5 кг, и в среднем получается, что одно хозяйство дает 450 кг мяса. Закупали мы его по 360 тенге за кг. В итоге получалось 162 000 тенге. Но тут возникла такая проблема: из тех 30 000 цыплят, которых мы продали, около половины сельчане не вернули. Часть продукции они продали на базаре дороже, по 420 тенге за килограмм. Впрочем, в договоре мы учли этот момент и прописали: кто не вернет нам выращенную птицу, следующую партию цыплят не получит. Поэтому те сельчане, которые продали птицу на рынке, из нашего процесса производства исключались. Кредиты, которые они взяли у микрокредитной организации, им пришлось возвращать. Ну а те, кто продолжили с нами работать, в следующий раз получили уже по 500 цыплят, а затем по 1000 цыплят! И у них был постоянный доход.

– Возвращаясь к началу нашего разговора, хотел бы спросить, на следующий год планируете продолжить проект?

– Планируем, и будем его расширять. Каждый из наших технологов создаст группу из 2-3 человек. Акимат села или района, где проявят инициативу по реализации проекта, должен будет произвести отбор сельских жителей — участников проекта. Средства на покупку цыплят, комбикормов, ветеринарных препаратов, технологическое и ветеринарное сопровождение мы обеспечим. Организации столицы уже проявляют большой интерес и приходят с предложениями по инвестированию.

– Насколько важно присутствие специалиста при сопровождении проекта?

– Он будет следить за рационом кормления, схемой размещения кормушек, самочувствием птицы и многими другими моментами в технологии выращивания птицы, от которых зависит успех дела. Нужно провести обучение сельчан, кто будет участвовать в проекте, а это может сделать только специалист. Важно, чтобы аким села оказывал реальную поддержку и помогал решать организационные вопросы. Например, содействовать в кооперации сельчан, допустим, для строительства убойного пункта. И это важный момент: без убойного пункта система не будет работать, как надо. Вырастить птицу — одна задача, а правильно ее забить и упаковать — другая. Акимы всегда заинтересованы в том, чтобы жители его села были продуктивно заняты.

Давайте еще раз посчитаем. Например, жители одного сельского округа взяли 15 тысяч цыплят. С учетом падежа осталось 13,5 тысячи. Умножаем на 2,5 кг, получается, что жители одного сельского округа произвели 33 тонны мяса. Если сравнить с мясом КРС, необходимо вырастить и забить 192 головы (средний убойный вес КРС — 175 кг, делим 13,5 тысячи на 175, получаем 192 головы). Но одну голову КРС нужно выращивать 2–2,5 года, цыплят же — всего два месяца. А доход придет сразу же при расчете. Кстати, похожий пилотный проект мы планируем осуществить по выращиванию гусей, только начало его будет в июле, а завершение — в декабре, к новогодним праздникам. Эта модель должна тиражироваться. Для этого и нужны наши специалисты.

Пообщавшись с участниками проекта, увидев его результаты, сразу подумал: ведь здесь нет ничего сложного. Нужно просто все правильно организовать и, конечно, хорошо поработать. Тогда, глядишь, в стране меньше будет социально незащищенных граждан. Ведь если мы сами это не сделаем, никто за нас этого делать не будет.

Николай Латышев

 

 

 

 

 

Журнал можно приобрести в редакции по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 18, офис 201, тел. раб.: +7 (7172) 23-84-36, сот. +7 701 342 3046,

а также на сельскохозяйственных выставках, о которых мы сообщим дополнительно.

В Костанае журнал реализуется в киосках газеты «Твой шанс».

 

 

Заявки на подписку принимаются по тел.: 8 (7172) 23-84-36, +7 701 342 3046.

Подписку можно оформить в редакции и на сайте журнала www.agrosektor.kz, в разделе "Подписка".

Российским читателям обращаться по подписке в представительство в г. Кургане.

Менеджер по России и странам Восточной Европы - Наталья Махнина: тел. моб. 89125794282, e-mail: agrokurgan@yandex.ru

 

 



Автор: Николай Латышев

Просмотров: 509

На печать: На печать

Опубликован: 27.01.2020 | 23:02

Метки:

Категории Аграрная аналитика

Kupit knigi
Петкус
Agritek
dekan
Zerno 2020

Поиск по новостям



Поиск по тэгам