Фон сайта
Bayer november 2021

Мирное удобрение с опасным характером

Мирное удобрение с опасным характером

О пользе чистоты и соблюдении сроков хранения

«Аграрный сектор» №1(47) за март – апрель 2021

В начале августа 2020 года целую неделю СМИ обсуждали тему взрыва почти трех тысяч тонн селитры в Бейруте, столице Ливана. Обсуждались как последствия, так и причины. С печальными последствиями все понятно – убитых и раненых подсчитали, ущерб оценили. Намного сложнее оказалось выяснить причины катастрофы. И ответить на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Аммиачная селитра, являясь ценным удобрением, редко становится причиной пожаров и взрывов. Настолько редко, что потенциальная опасность этого вещества многими людьми не принималась во внимание. В том числе и теми, кто был ответственным за ее хранение в порту Бейрута. Откуда она вообще взялась?

Вначале предыстория. В далеком 2013 году судно Rhosus под флагом Молдовы направлялось из грузинского Батуми в Мозамбик с грузом аммиачной селитры. На мешках с нитратом аммония была маркировка грузинской компании Rustavi Azot LLC.  Судном владел бизнесмен из Хабаровска Игорь Гречушкин, о собственнике груза информации нет.

В Бейруте судно арестовали за неуплату портовых сборов. Владелец судна просто вычеркнул имущество из своих активов и объявил себя банкротом. Чтобы судно не осталось без присмотра, власти порта не разрешили его разгрузку и запретили репатриацию всего экипажа. Большая часть моряков все-таки смогла покинуть Ливан. В марте 2014 года на борту судна остались только капитан, старший механик, третий механик и боцман. К апрелю на судне закончилось продовольствие, и только осенью 2014 года им удалось вернуться домой. Тогда же селитру выгрузили на берег. Rhosus затонул в порту Бейрута в 2018 году, а невостребованная селитра дожидалась своего «звездного часа» еще пару лет. И дождалась...

Катастрофа в Бейруте в начале августа 2020 года увековечена на многих снимках. Перечисляют много причин, почему все случилось именно так. Но бесспорно то, что основная причина – сварочные работы буквально на мешках селитры

Ливанские таможенники с 2014 года минимум шесть раз пытались через суд избавиться от опасного груза. Но ни продать, ни вывезти селитру им не разрешили. Как оказалось, зря. При проведении сварочных работ на 9-м складе 4 августа 2020 года начался пожар. Огонь распространился на 12-й склад, где хранилась конфискованная партия удобрений. Свой вклад в развитие событий внесла партия фейерверков, которая хранилась там же. Финалом «пиротехнического шоу» стал взрыв, разрушивший большую часть порта, элеватор и несколько жилых кварталов.

Для того чтобы вспыхнул огонь, должен сформироваться так называемый треугольник пламени, то есть должен произойти контакт топлива с окислителем при высокой температуре. Для интенсивного горения (дефлаграции) необходимо еще и наличие цепной реакции

Контакт аммиачной селитры с органическими веществами (целлюлозой) способен привести даже к самопроизвольному возгоранию. Достаточно искры, чтобы сухая бумага или древесина, контактирующая с селитрой, вспыхнула. При доступе воздуха горение происходит ярко и жарко, при его отсутствии (как в «дымовухе») огня почти не видно, но дымит сильно

Конечно же, возник вопрос «кто виноват?». Формально виноват «стрелочник», то есть сварщик. Он нарушил правила ТБ и может быть признан виновником пожара и последующего взрыва. Но был бы пожар настолько сильным, если бы не хранившаяся (с нарушениями ТБ) пиротехника? Вряд ли. Поэтому немалая часть вины лежит на том, кто хранил ракеты и фейерверки рядом с опасным грузом. Вероятно, это представитель (ли) администрации порта.

За условиями хранения опасного вещества должен следить его собственник: после конфискации – государство Ливан. Но вряд ли виновника будут искать так высоко. Несмотря на то, что именно собственник обязан обеспечить безопасные условия хранения своей опасной собственности.

Выяснение вопроса, кто является самым виноватым из виновников, представляет интерес для юристов. Но для аграриев гораздо интереснее получить ответ на другие вопросы: при каких условиях удобрение может превратиться во взрывчатку и как этого не допустить?

Катастрофы: каталог ошибок

Инциденты с аммиачной селитрой можно классифицировать по причине возникновения пожара/взрыва и обстоятельствам трагедии. Условно можно выделить четыре группы: взрывы при дроблении селитры взрывчаткой, пожары на складах и заводах, пожары в трюмах кораблей, взрывы в наземном транспорте.

Аммиачная селитра слеживается до состояния монолита. Для ее измельчения используют различные методы – от разбивания деревянным молотом вручную до применения специальных автоматизированных комплексов. В начале прошлого века использовали еще один метод – дробление взрывчаткой. Небольшими зарядами черного пороха разрушали крупные глыбы и откалывали фрагменты от аммиачной «скалы». Сейчас такая технология кажется дикой, но сто лет тому назад она была общепринятой практикой. Селитру подрывали – селитра не взрывалась. До поры до времени.

В июле 1921 года на железнодорожной станции Kriewald (Германия) рабочие при разгрузке двух железнодорожных вагонов с 30 тоннами аммиачной селитры дробили слежавшийся груз взрывами. Селитра взорвалась, погибло 19 человек.

Этот случай так бы и остался в архивах, если бы не катастрофа в немецком городе Оппау, которая произошла в сентябре того же года. И по той же причине.

Сильный взрыв может вызвать детонацию селитры. Так произошло в немецком городе Оппау в 1921 году, где слежавшуюся смесь аммиачной селитры и сульфата аммония дробили взрывами. Но однажды не рассчитали…

На складе завода фирмы BASF сульфат аммония и аммиачная селитра хранились в расположенном рядом выработанном глиняном карьере. Удобрения слеживались, и, для того чтобы их извлечь, использовали взрывчатку – картонные трубки с черным порохом. Метод дробления взрывом успешно использовали здесь более 20 тысяч раз. 

Но подрядчик-взрывник решил сэкономить и попытался использовать более мощную взрывчатку — рекарок (смесь бертолетовой соли с бензином). От заряда сдетонировала десятая часть удобрений – примерно 450 тонн смеси селитры и сульфата аммония из 4,5 тысячи. Но и этого было достаточно для того, чтобы на месте склада образовалась воронка удлиненной формы размером более 160 м и глубиной более 10 м. В радиусе 70 км, включая города Людвигсхафен и Мангейм, были выбиты стекла во всех домах, звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. Город Оппау был разрушен, погибло 561 человек, 1977 получили ранения разной степени тяжести.

Следующий инцидент с неудачным дроблением селитры взрывом произошел в 1942 году в Тессендерло (Бельгия). Попытка раздробить 150 тонн слежавшейся селитры закончилась взрывом, при котором погибло более 5000.

После трагедий в Оппау и Тессендерло правила техники безопасности практически во всех странах пополнились строгим запретом на использование взрывчатки для дробления селитры. Но, как оказалось, при работе с этим веществом существуют и другие «нельзя». Например, при транспортировке морским транспортом.

В апреле 1947 года в порт Техас-сити (США) зашел французский грузовой корабль Grandcamp за грузом аммиачной селитры. В течение пяти дней продолжалась погрузка, на борту оказалось более двух тысяч тонн селитры, упакованной в бумажные мешки. Работа шла с перекурами – селитра считалась безопасным грузом. Но оказалось, что нет. Окурок, попавший в трюм, вызвал пожар. Дым из трюма обнаружили в 8 утра 16 апреля. На место происшествия приехали пожарные, репортер местной газеты и пришла толпа любопытных местных жителей. Руководивший работами по тушению помощник капитана запретил использовать воду, чтобы не испортить груз. Трюмы задраили, пустив в них пар, рассчитывая, что это остановит огонь. Это была роковая ошибка.

Через несколько минут крышки трюмов сорвало, и наружу вырвался открытый огонь. От начала пожара до взрыва прошло более часа. В 9 часов 12 минут прогремел взрыв. Мощность его специалисты впоследствии оценили в 2700 тонн тротила.

Взрыв был так силен, что на месте, где был пришвартован Grandcamp мгновенно испарилась вода. Ударной волной сбило два самолета, находившихся в воздухе в районе катастрофы. Двухтонную деталь от ходовой машины судна впоследствии нашли в двух километрах от порта — она разнесла грузовик, убив на месте водителя. Одна из 50-метровых барж, находившихся в порту, взрывом была брошена на автостоянку в 70 метрах от причала.

Но это было еще не все – начался пожар. И когда все, казалось бы, стихло, в час ночи рванули еще два судна с грузом серы и селитры…

После пожара под рукой не было ни листа бумаги. Основные сведения о жертвах и их приметы пришлось писать на бланках полицейского городского управления. К каждому трупу (а их было 581) веревочкой привязывали номерной картонный жетон с типографской надписью «За нарушение правил уличного движения». Один из прибывших журналистов нью-йоркской газеты мрачно заметил: «В таком случае уж лучше бы взяли бланки у пожарных – «За курение – штраф».

Комиссия Сената США по расследованию катастрофы в Техас-Сити пришла к выводу, что вероятной причиной пожара является брошенный грузчиками в трюме окурок, а причиной взрыва – ошибочные действия старшего помощника капитана, который не залил источник возгорания водой.

Пожар тоже может перейти во взрыв. Например, в порту Техас-сити в 1947 году пожар в трюме судна стал причиной крупнейшей техногенной катастрофы в США

Взрыв селитры в корабельных трюмах в Техас-сити не был ни первым, ни последним. В конце 1930-х годов взорвалось и затонуло чилийское судно с грузом нитрата аммония (несколько сот тонн), леса, рогатого скота и почты. Погибло более половины команды и пассажиров.

В 1947 году во французском порту Брест взорвался норвежский сухогруз Ocean Liberty с грузом аммиачной селитры (3300 тонн), парафина и бензина. Судно было почти полностью охвачено пламенем, когда портовые власти распорядились отбуксировать его в открытое море. Сначала, правда, его пытались затопить. Но проржавевшие кингстоны открыть не удалось. Когда Ocean Liberty оттянули на полмили от ближайших к нему портовых сооружений, он взлетел на воздух. Единственное, что от него осталось, – кусок кормы.

В том же году в порту Мельбурна (Австралия) рвануло британское грузовое судно Mahia с грузом селитры и хлоратов. Причина возгорания установлена не была, так как после пяти взрывов и пожара от судна ничего не осталось. Пожар на расположенных на расстоянии 150 м от судна складах удалось погасить только через шесть часов.

Селитра взрывалась не только на море, но и на суше. В США в 1924 году в штате Нью-Джерси пожар и последующие взрывы уничтожили склад нитрата аммония на комбинате Nixon Nitration. Погибло 20 человек.

В Китае в 1998 году произошел взрыв 27,6 т аммиачной селитры в контейнерах на заводе минеральных удобрений компании «Синхуа». Погибло 22 человека, ранено 56.

В сентябре 2001 года в Тулузе на заводе удобрений компании Grande Paroisse взорвался ангар, где хранилось 300 тонн аммиачной селитры. Погиб 31 человек, ранено 2442.

В штате Техас (США) на заводах по производству минеральных удобрений произошло два взрыва. В 2009 году на предприятии El Dorado Chemical Company – без жертв. В 2013 году на территории West Fertilizer Company во время тушения пожара произошел мощный взрыв. Погибло 15 человек, более 160 получили ранения, разрушены 80 домов.

Селитра взрывалась при транспортировке ж.-д. и автомобильным транспортом. В 2004 году, например, произошло три несчастных случая: в Испании (взорвался грузовик с 25 т селитры), Северной Корее (грузовой поезд, погибло 162 человека) и Румынии (взорвался грузовик с 20 т селитры, погибло 18 человек). В 2007 году в Мексике грузовик с селитрой (22 тонны) загорелся и взорвался после ДТП. Погибло 40, ранено 150 человек.

После этого перечня трагических ошибок и сложившихся обстоятельств возникает вопрос: «Как избежать подобных неприятностей?».

(Полную версию статьи читайте в журнале «Аграрный сектор» №1(47) за март – апрель 2021).

 

 

 

 

 

 

Свежий номер журнала можно приобрести в редакции по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 18, офис 201, тел. раб. +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046, а также на сельскохозяйственных выставках, о которых мы сообщим дополнительно.

В Костанае журнал реализуется в киосках газеты «Твой шанс».

Заявки на подписку принимаются по тел.  +7-7172-23-84-36, сот. 8-701-342-3046.

Подписку можно оформить в редакции и на сайте журнала www.agrosektor.kz, в разделе «Подписка».

Российским читателям обращаться по подписке в представительство в г. Краснодаре к менеджеру по России и странам Восточной Европы Наталье Махниной. Тел. моб. 8-905-404-25-28, e-mail: agrokurgan@yandex.ru.

 

Bonfanty
Kazseed
Agritek

Еще новости

Все новости
Данный сайт использует файлы cookie для правильного функционирования и сбора анонимной статистики о пользователях с помощью службы Google Analytics и Яндекс.Метрика для повышения удобства использования нашего веб-сайта. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.