Важные темы агропрома

Николай ЛАТЫШЕВБЛОГ РЕДАКТОРА
ЗРИ В КОРЕНЬ!

непричесанные мысли о сельском хозяйстве

Баннер 3 Немецкая биржа
Fiton
Holland
Shimkent
Agrocompetenzii
Вы здесь: Главная » Аграрная аналитика » Земля: вопросов больше, чем ответов. Часть 1.

Земля: вопросов больше, чем ответов. Часть 1.

Сколько стоит гектар?

Цель изменений и дополнений, внесенных в Земельный кодекс РК Законом РК от 2 ноября 2015 года №389-5, – ускорить переход земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности в частную для граждан Казахстана и привлечь иностранные инвестиции в наше, честно говоря, не самое продуктивное сельское хозяйство.

Для решения возникших проблем правительством РК была создана огромная комиссия из 75 членов, причем с минимальным количеством специалистов по сельскому хозяйству. Изучая ее состав, я надеялся увидеть, если не большинство, то хотя бы существенное количество профессионалов, имеющих значительный опыт именно в земельных вопросах.

Несмотря на то, что я проработал много десятков лет в системе землеустройства Казахстана, в том числе 17 лет начальником отдела земельного кадастра института «Казгипрозем» (сейчас это НПЦЗем), и знаком со всеми ведущими специалистами системы – как практическими работниками, так и научными сотрудниками и преподавателями различных НИИ и ВУЗов, я не нашел в составе этой комиссии ни одной знакомой фамилии. К примеру, нет там доктора экономических наук, профессора М. Д. Спектора. А он обязательно должен былвойти в эту комиссию, поскольку имеет 58-летний опыт работы в системе землеустройства Казахстана и прошел путь от инженера-землеустроителя Акмолинской землеустроительной экспедиции до хорошо известного в нашей стране и за рубежом ученого. 

Широко известно правило маркетинга:  актив нужно реализовывать в условиях наиболее благоприятной обстановки, когда цена на него находится на пике спроса. И приходится признать, что в настоящее время, в условиях кризиса, реализация любых активов, пользующихся небольшим спросом, является экономически нецелесообразной.

Земля в настоящее время является малопривлекательным активом – за более чем десятилетний период действия права приобретения земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность им воспользовалось довольно небольшое количество фермеров. В результате в частную собственность приобретено менее 1% земель сельскохозяйственного назначения, причем далеко не в основных сельскохозяйственных областях.

В Казахстане отсутствует не то что научно обоснованная цена на земли сельскохозяйственного назначения, но и вообще более или менее обоснованная цена, помимо приводимой в соответствующих постановлениях Правительства РК. С введением права частной собственности на землю Конституцией РК 1995 года впервые была установлена цена на землю, продаваемую в частную собственность государством. Это было закреплено постановлением правительства РК от 8 мая 1996 года №576 «Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством». Впоследствии в это постановление вносились некоторые изменения и дополнения, пока оно в 2003 году не было заменено постановлением правительства РК от 2 сентября 2003 года №890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки». В это постановление были также внесены изменения постановлением правительства РК от 10.10.2011 г. №1154, которое действует до настоящего времени.

Как и кто рассчитывал цену земли для постановления №576, мне выяснить не удалось. Но известно, что расчет базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность для сельскохозяйственных целей в 2003 году производился в государственном НПЦ земельных ресурсов тогдашнего Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами. Делалось это на основании Методики расчета базовых ставок платы для определения кадастровой (оценочной) стоимости сельскохозяйственных угодий.

И хотя постановления 1996 года и 2003 года разделяют 7 лет, цены на землю в теньговом выражении изменились не очень существенно, а вот в американской валюте эти изменения достаточно большие. Например, в постановлении 1996 года цена черноземов обыкновенных Акмолинской области на пашне была установлена в размере 48,4 тыс. тенге за гектар (по тогдашнему курсу $725), что и указано в Методике. В теперешних же ценах на 18.05.2016 в пересчете на доллары США это будет $150,58, т. е. по сравнению с 1996 г. цена лучших земель Акмолинской области в долларах  снизилась почти в 5 раз.

Цены на пастбища вообще выглядят смехотворными. В 1996 году гектар пастбищ, расположенный на черноземах обыкновенных Акмолинской области, оценивался в 10,4 тыс.тенге ($151,1 по тогдашнему курсу), в 2003 году – 9,2 тыс. тенге ($59,22), сейчас же – $28,04.

А если предлагается снизить эту цену вдвое, то гектар черноземов обыкновенных и выщелоченных Акмолинской области можно будет купить за $14.

Поскольку пастбища являются целиной, то они, на мой взгляд, должны оцениваться значительно выше, чем старопахотные земли, т. к. дают, особенно в первые годы, более высокие урожаи, чем старопахотные, и казахстанскими крестьянами всегда ценилась выше.

   Очень существенным недостатком рассматриваемого постановления Правительства  РК от 2 сентября 2003 года №890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки», перечеркивающим возможность его практического применения, явилось  отсутствие в нем такого вида сельскохозяйственных угодий как залежные земли.

В этом постановлении цены указаны только на 4 вида сельскохозяйственных угодий:

1)    пашня неорошаемая;

2)    пашня орошаемая;

3)    сенокосы;

4)    пастбища.

Между тем, по данным земельного баланса, на 1 ноября 2015 года в Казахстане на земельном учете числится около 5 млн га залежей (4798,4 тыс. га, что сопоставимо с площадью такого, далеко не последнего государства Западной Европы, как Швейцария (4,13 млн га).

Отсутствие угодья, находящегося в промежуточном положении между пашней и пастбищем, является основой для серьезнейших коррупционных преступлений. На самом же деле, залежных земель в Казахстане должно быть значительно больше. Это связано с тем, что по состоянию на 1 января 1992 года, согласно данным земельного учета, в Казахстане числилось 35 млн га пашни и 57 млн га улучшенных пастбищ, т. е. всего было распахано 40,7 млн га земель.

По состоянию на 15 ноября 2015 года в Казахстане имеется 25 млн га пашни, 5 млн га залежей и 6 млн га улучшенных пастбищ. Итого 36 млн га против 41 млн га по состоянию на 01.01.1992 года. Куда подевались еще 5 млн га земель? И при таком качестве учета земель и полном отсутствии цен на 5 млн га земель сельскохозяйственного назначения мы хотим ввести ускоренную приватизацию этих земель?!

В связи с изложенным выше я предлагаю приостановить массовую приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, отменить дифференциацию цен на земли по видам сельскохозяйственных угодий, разработать новые цены на земли на основе научно обоснованной и одобренной широкой общественностью концепции. И только после этого постепенно и осторожно, чтобы не наломать дров, приступать к массовой приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

Полагаю, все понимают: исправлять ошибки в этой весьма чувствительной сфере будет очень сложно, если вообще возможно.

До сих пор в Казахстане цена сельскохозяйственных земель определялась по марксовской* формуле путем деления дифференциальной ренты на ставку ссудного процента.

*Прим. от редакции.

 DR=R/r x 100

Где  DR – дисконтированный размер ренты; R — годовая рента; r— норма процента.

Если рента равняется 100 долл., а ставка ссудного процента — 5%, то цена земли составляет 100/5% = 20 x 100 = 2000 долларов.

Независимой  экономической политики в Советском Союзе не было. Да и сейчас ее, похоже, нет. Все экономисты оглядываются на то, что скажут власти. В связи с этим на память приходит один случай из моей практики.

Еще во времена СССР мы провели три тура оценки земель. Это было для нас непростой задачей. Будучи в 1981 году в Барнауле, я зашел к своим алтайским коллегам и поинтересовался, как у них обстоят дела со сдачей результатов оценки земель областному начальству. И услышал от них замечательную фразу: «А у нас с этим делом просто: материалы рассмотрели в обкоме партии и сказали нам: «Спасибо, ребята, за работу, вы получили интересные результаты, но есть экономические законы, а есть и партийные. Партийные выше».

Именно потому, что партийные законы были выше экономических, и развалился Советский Союз. К сожалению, у нас до сих пор партийные законы выше экономических.

 

Америка и Европа нам не пример

В качестве одного из аргументов в пользу введения частной собственности на сельскохозяйственные земли часто приводят примеры успешного ведения сельскохозяйственного производства в Европе и США. Но при этом не говорят о том, что есть страны с не менее успешным сельским хозяйством, в которых частная собственность на землю отсутствует. К тому же в странах Западной Европы и США природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства куда более благоприятны.

Когда в 1994 году я был на учебе в США, нам раздали буклеты с данными по общей природно-экономической характеристике США. И вот что там было написано об американских Великих Равнинах, являющихся в определенной степени аналогами великой степи: «Великие Равнины – это территория на полпути от Техаса к Оклахоме, где дожди прекращаются. Ее называют линией 50-сантиметровых осадков. А фермеры зовут ее «линией катастрофы», потому что те, кто пытался обрабатывать землю к западу от нее, где выпадает меньше 50 см осадков, через несколько лет разорялись из-за засухи». У нас же в Казахстане в равнинной части нет ни одного гектара земли, где бы выпадало более 50 см осадков.

Таким образом, по американским критериям равнинная территория Казахстана находится за «линией катастрофы». В США на возделываемых территориях Великих Равнин выпадает следующее количество осадков:  Канзас – 956 мм, Айова (центральный город штата Де-Мойн) – 910 мм, Оклахома Сити – 911 мм. Нам бы хотя половину от этого – мы бы были безмерно счастливы! У нас в городах Северного Казахстана – Астане, Павлодаре, Костанае, Актобе, Кокшетау – среднегодовое количество осадков не превышает 350 мм. На целине в годы, когда выпадает около 400-450 мм осадков, тоже собирают очень хорошие урожаи, вдвое, а иногда и больше превышающие средние значения.

Помимо того, у нас иные не только природные, но и экономические условия. Еще одна выдержка из американского буклета: «Сегодня и фермеры, и скотоводы вернулись в эти места. Здесь на огромных фермах – по 200 гектаров и больше – работает один человек». У нас в Костанайской области, где я проработал в земэкспедиции с 1962 по 1975 годы, обычное поле севооборота занимало около 400 га (огромное по американским масштабам!), а пятипольный стандартный севооборот состоял из пяти таких полей.

Цитируем дальше: «Типичная ферма в районе Центральных Равнин представляет собой порядка 87 гектаров земли, на которых фермер выращивает одну основную культуру». Сравните их ферму в 87 га и наше одно поле в 400 га! Что произойдет с землей, если на ней все время выращивать одну культуру мне, как почвоведу, совершенно ясно. Да и любому агроному тоже.

Следующей причиной, по которой я не поддерживаю массовое внедрение частной собственности на сельскохозяйственные земли, является то, что массовое сознание казахстанцев, и прежде всего крестьянства, еще не готово к массовой приватизации – у нас никогда не было широкой частной собственности на сельскохозяйственные земли. Приближается 100-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, и не лишне вспомнить, что земельный вопрос был в то время одним из основных.

В докладе В. И. Ленина «О земле» на Втором Всероссийском Съезде Советов 26 октября 1917 года приводится текст «Крестьянского наказа о земле», который был положен в основу «Декрета о земле». Так вот, в этом «Крестьянском наказе» первым пунктом  было записано: «…право частной собственности на землю отменяется навсегда, земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема».

И это на основании 242 наказов местных Советов крестьянских депутатов, которые пережили выкуп земель в частную собственность после отмены крестьянского права и совсем близких от них по времени столыпинских реформ. А вот какую мысль высказал немодный нынче Карл Маркс:

«…даже целое общество, нация и все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею и как добрые отцы семейства они должны оставить ее улучшенной последующим поколениям» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, том 25, ч. 2, стр. 337).

В целом же власть имущим и политикам необходимо учитывать, что исторический опыт России показывает, что за сменой формы собственности на землю неизбежно следуют социальные потрясения. Судьба земельного реформатора Столыпина – яркий в этом отношении пример. Самого Столыпина застрелили, а для многих его реформы закончились «столыпинскими вагонами» и «столыпинскими галстуками».

 

Владимир Бобров, кандидат сельскохозяйственных наук

 

(продолжение читайте в следующем номере)

Опубликовано в журнале "Аграрный сектор" (№2(28), июнь 2016 г.

Журнал можно приобрести в редакции в г.Астане (, пр.Республики, 54/1, офис 409 (Технопарк, цех №9), тел. 8 (7172) 738575, а также в г. Костанай (ул.Каирбекова 96, в киосках и в редакции газеты "Все сразу", тел. 8(714-2) 53-16-89, 8-705-653-8189). 

Российские читатели по вопросам приобретения журнала и оформлении подписки могут обращаться к представителю "Аграрного сектора" в России Наталье Махниной (г.Курган), адрес электронной почты agrokurgan2@gmail.com  тел. +7(3522)226817, моб. 89125794282.

Журнал реализуется во время аграрных выставок. Заявки на подписку принимаются по тел.:

8(7172) 738575, +7 701 342 3046.

Подписку можно оформить на сайте журнала www.agrosektor.kz в разделе "Подписка".  

 


Автор: В.А.Бобров

Просмотров: 343

На печать: На печать

Опубликован: 11.01.2017 | 13:32

Метки: земля, закон, бонитет, кадастровая стоимость

Категории Аграрная аналитика

Кургансемена
Петкус
РЗС Геленжджик
КазАгро 2017
Ukr
Kazan

Поиск по новостям

Поиск по датам
Поиск по меткам

Введите ваш запрос для начала поиска.